Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Нарты. Научно. Паааехали :-)

Благодаря поддержке достойнейшего andzork на "Мифе" начата публикация академического издания нартского эпоса (Москва, 1974). Со всеми комментариями-примечаниями, а также моими заметками по типологии эпоса.
ПЕрвая ласточка летает тут: http://mith.ru/alb/kavkaz/sosruko1.htm
Сказание о рождении Сосруко - и в четыре, в пять раз больше объемом комментарии к нему.
САма написала телеграфным стилем, но это ж больше, чем ничего. Может, потом расширю - ИНтернет не книга, править можно :-)


SpyLOG

Образ каменнорожденного Сосруко стоит в ряду каменнотелых (или железнотелых) героев, которые таки или иначе встречаются эпосе практически всех народов. Мотив рождения героя из камня (из скалы) встречается реже, такие герои есть у алтайских и сибирских народов, а самым ярким является знаментый китайский трикстер Сунь У-Кун, Царь Обезьян.

Рождение, закалка и детство Сосруко связано с очагом. Помимо того, что очаг воспринимался как святыня, с ним у многих народов связано представление о том, что души новорожденных попадают в мир людей через него. Сосруко рождается и играет в очаге – видимо, это надо понимать как постепенное вхождение героя с мир людей; он еще долго принадлежит иному миру. Закалка героя Тлепшем – это не только инициатический мотив, но и некий аналог “окончательных” родов: герой снова проходит через огонь, чтобы полностью войти в мир людей. В этом смысле очень важно, что каменное/стальное тело Сосруко после закалки становится не тверже, а мягче (ср. с убавлением силы Ильи Муромца, иначе его не будет носить мать-сыра-земля). Герой-нечеловек в принципе не может находиться в мире людей, и сила его должна быть убавлена до некоего уровня, превышающего человеческий, – но всё же сопоставимый с ним.

Отношения Сосруко и Тлепша (главный герой и наставник-кузнец) – это еще одна универсалия мифологии. В качестве ближайших примеров можно назвать Сигурда/Зигфрида и Регина, его наставника и врага, индийского громовержца Индру и его наставника (и жертву его ярости) Тваштара. Противоборство воина и кузнеца находит образное воплощение и в артуровских легендах, где меч вонзен именно в наковальню.
Tags: news, Новости "Миф.Ру"
Subscribe

  • Как я прошел...

    У бога дорог (как мы помним, это Мирдинн!) острый всплеск остроумия (ну да, ипостась Фросина - она такая). Сначала я на две минуты опоздала на…

  • Симферополь

    Симферополь обернулся ко мне волшебным почти что городком-в-табакерке: улочками одноэтажных домиков, с кипарисами, платанами, кряжистыми…

  • ПЕтрозаводск, итоги лекционные

    На удивление удачны были лекции. По "Калевале" запись есть, обработаю, будет в продаже. Но вообще надо делать хотя бы две, а лучше три... "Подумаю…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments