Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Categories:

По следам сегодняшней лекции

Вот две старые статьи, которые были подступами к сегодняшней лекции. Кто на лекции был - без труда определит, что они покрывают не более половины того, что было сказано... но увы, более полного материала в письменном виде покамест нету.

Религиозный опыт традиционных культур как школа энергетического взаимодействия с миром
Свыше сорока тысяч лет человечество отправляет те или иные ритуалы. На эти действа уходит немалая часть времени и сил, часто сопоставимая с затратами на материальное жизнеобеспечение. А поскольку древний человек (да и крестьянин начала ХХ века) практически не имел досуга, то невольно напрашивается мысль, что никто не стал бы тратить столько времени на ритуалы, если бы не получал регулярной отдачи. Материалистическое мышление бунтует против этого, уверяя нас, что обряды, при которых присутствовали европейские ученые, были бессильны что-либо изменить в природе. Религиозное мышление утверждает то же самое относительно Бога (богов), которые не признаются данной религией. Иными словами, со всех сторон нас пытаются убедить, что от архаических ритуалов нет никакой пользы. Что вызывание дождя – бессмысленно, а если после него дождь идет – то это случайное совпадение.
Парадокс?
Мы попытаемся доказать, что это не так. Что парадокса здесь нет, поскольку изменились “условия проведения эксперимента”.
полностью

Живой огонь – от мифологии к науке
Начнем со всем известного мифа о Прометее, который, дабы вывести людей из дикости, похитил для них у Зевса огонь, спрятал его в полом стебле тростника, принес людям, отчего у людей прояснился разум, возникли культура, искусства, ремесла. В этом мифе обращают на себя внимание две детали. Во-первых, Прометей прячет огонь в тростнике, однако тростник от этого не загорается. Во-вторых, людям Прометеев огонь служит не столько для утилитарных нужд, сколько для духовных. Итак, в этом мифе речь идет об очень странном огне: он не сжигает, он воздействует на душу человека, а не на его тело.
Уподобление души огню очень характерно для мифологии многих народов. Известны сибирские поверия о том, что звезды – это души умерших шаманов; пролетевший по небу метеор считают душой, нисходящей с неба на землю, вспомним также евангельскую легенду о звезде Рождества –кстати, не единственную в своем роде: такая же легенда связана и с королем Артуром. С душой ассоциируется не только звезда, но и любой маленький огонек: так, болотные огни считают душами погибших людей, в кельтских сказках появлению эльфов предшествует множество огоньков. В Европе очень популярен миф о пещере, где горит множество огней или множество свеч – одни яркие, другие тусклые (если свечи – то высокие или оплывшие), и каждый из них – это человеческая душа: чем слабее огонек (чем короче свеча), тем меньше человеку осталось жить. Говоря об образе души как зажженной свечи, нельзя не вспомнить поминальные свечи.
полностью

Ну и на всякий случай - ссылочка на программу лектория до конца этого календарного года
Tags: Лекции
Subscribe

  • Паровозики и не только

    У меня тут очень скверно ведут себя ноги (я рефлекторно снимаю всю нагрузку с левой, отчего у меня уже выходит из строя правая - до "не могу спать от…

  • И о погоде

    На улице +6 - а ты открываешь окно настежь, чтобы покрасить его решетку с обратной стороны. Ибо иначе это отложится на эН лет вперед. Эпическая фраза…

  • Запутаться в двух птичках...

    Ничто не предвещало... просто у меня в главе "Почему сказки и былины - не мифы?" висел недописанным абзац про Сирина и Алконоста. Я пошла его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments