Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Categories:

Орлы! Орлы!

Рожаницы, ч. 2 Долгожданный двуглавый орел :) Первая часть тут: https://vk.com/wall187832247_17528
Дополним выводы Рыбакова. В народном кружеве (в том числе и на подзорах) очень часто можно встретить двуглавого орла. И это крайне странно. Что государственный символ делает на девичьем переднике или на подзоре? И между тем, музейные коллекции просто переполнены этими орлами, причем орлов окружают или архаические птицы, или знаки засеянного поля (ромб с крестом внутри), или знаки растущих побегов … то есть он безусловно является частью земледельческого орнамента. Более того, двуглавый орел часто изображается именно как центр композиции из пары птиц, обращенных к нему. Как мы показывали в лекциях о Богине-Матери, это именно ее атрибут – две птицы на поднятых руках или две птицы как предстоящие. Также поднятые руки Богини-Матери могут держать цветы – или превращаться в цветы в условном узоре. На одном из подзоров вологодского Музея кружева мы видим не просто двуглавого орла с предстоящими птицами, но из его крыльев вырастают некие ветви растений . Что же перед нами?
Ответом является несомненное сходство двуглавого орла и рожаницы. Ноги орла соответствуют ее расставленным ногам, крылья – раскинутым в стороны рукам, хвост – младенцу, покидающему материнское лоно, а две головы вместо одной никого не смущают. Забытый символ заменили на понятный – той же структуры и в той же магической функции.
Между прочим, это дает ответ на вопрос, почему византийский орел так хорошо прижился в русской культуре, что даже частичный возврат к советской символике не поколебал его позиций. Он структурно соответствует одному из главных обережных символов Руси, и государственная идеология здесь внезапно находит мощнейщего союзника в виде культурной памяти народа.
Поэтому двуглавого орла можно встретить в прикладном искусстве даже чаще, чем «женщину-вазон». Особенно интересны в этом плане изображения невнятные: не то еще рожаница, не то уже орел










#АлександраБаркова, #БарковаАлександра, #язычество, #язычествовкрови #рожаница
#древняярусь #русь #мифология #славяне #славянскаямифология
#славянскаякультура #оберег #оберегиславян #обереги
PS И да, автор концепции "орел-рожаница" - я, Александра Баркова. А то мне тут мифы про то, "што эта хде-та Рыбаков писал" приносят.
Фото сделаны в вологодском Музее кружева, а настигло меня сие открытие еще в 90-е годы в Музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, где этих орлов - целый птичник.
Tags: #АлександраБаркова, #БарковаАлександра, #древняярусь, #мифология, #оберег, #обереги, #оберегиславян, #рожаница, #русь, #славяне, #славянскаякультура, #славянскаямифология, #язычество, #язычествовкрови, НаучноЁ
Subscribe

  • Запутаться в двух птичках...

    Ничто не предвещало... просто у меня в главе "Почему сказки и былины - не мифы?" висел недописанным абзац про Сирина и Алконоста. Я пошла его…

  • Знаний всем и почти даром!

    Ну что, отметим День Знаний? Сегодня, завтра и послезавтра - ЛЮБОЙ мой КУРС ЛЕКЦИЙ за полцены :) Всё, что в Лектории (…

  • Интеллигентность по-древнерусски

    Запись 18+ Если вы знаете, кто такая княгиня Ольга и кто такой ибн Фадлан (нет, они не муж и жена и даже не любовники), то вы оцените прям щас. А…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments