Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Categories:

Про утопию в "Холодных камнях Арнора"

Татьяна Волоконская (tai_simulacr) в одной дискуссии назвала мои книги утопическими, причем не вкладывая в это негативного смысла.
Я спросила, в чем она этот утопизм видит.
И получила весьма развернутый ответ.
С которым практически полностью согласна. Что ж, Арда не Земля, этот мир чище и лучше, так что, признаем утопизм творческим методом.

Итак, вот что она пишет. Я буду выделять особо важное для меня.
[многабукв от утопии до Эстель]
1) Чисто тематическое. В "Некоронованном" Аранарт строит в глуши светлое будущее всех дунаданов севера, в "ГнНК" Арахад приходит в Гондор, как выходец из этого будущего, - и, несмотря на то, что послан был в качестве разведчика, с самого начала сбивается на прогрессорство.

Мир Аранарта утопичен (я не вкладываю в это слово никаких оценочных смыслов, ага?), потому что:
а) предполагает сохранение этноса и культуры _без_ сохранения государства: уничтожается социальная дифференциация, отсутствуют как таковые государственные структуры, нет толком административно-территориального деления, даже сам князь дрейфует по всей глухомани и укореняется исключительно по лично-семейным причинам;
б) выстраивается на добровольном всеобщем согласии, _ничем не кодифицированном_. Все, как один, идут в одну сторону, при этом не маршем, не под строевую музыку, при полном отсутствии репрессивных мер, потому что сами этого хотят. Споры - исключительно по мелочам (как хранить яблоки). Все, кто был не согласен, ушёл в Тарбад в самом начале (так аккуратно, что лично я только со второго раза обратила на этот исход внимание), последующих волн несогласных не было. Самое утопичное в "Некоронованном" - фраза Аранарта про "не выполняют мой приказ, а понимают мою волю". Все. Скопом. Без исключения. При этом нам не показаны причины этого внутреннего единства. В смысле, глобальная причина, конечно, показана, и обдумывание этой причины показано - на примере Аранарта. Всё, остальные своего восприятия этой жизни (а человеческое восприятие изменчиво, спонтанно и не всегда рационально) не демонстрируют, мы видим только результат, и он идентичен;
в) осмыслен до последней детали, в нём нет стихийно сложившихся обычаев, происшествий, даже характеров. Даже если у нас нет авторского тычка читателя носом в смысл, этот смысл может быть выведен из каждого элемента, составляющего новую культуру дунаданов. В ней всё работает на сохранение этноса, личное даже не отсутствует (а то была бы антиутопия), а любовно согласовано и слито со всеобщим. У дунаданов не подавлена индивидуальность, а вырастает из коллективного, каждый из них каждым своим поступком и душевным движением представительствует весь народ, ничего узко своего у них нет.

2) Мировоззренческое, проистекает из пункта "в" предыдущего раздела. Ваши герои не совершают ни сугубо личных, ни тем более неосмысленных поступков, они рефлексируют (здоровая рефлексия!) над своими действиями и соизмеряют их со всегда памятной им высшей целью - примат даже не разума над чувством, но воли над чувством. Отсюда - Ваше любимое отсутствие "надрывов", чернухи и по преимуществу внешних конфликтов: все конфликты уведены вовнутрь героев и могут быть, в принципе, сведены (сильно упрощаю, для наглядности) к конфликту между видимым (не всегда верно) фрагментом мира и представлением самого героя о должном состоянии этого фрагмента (первоначальное отношение Арахада к Денетору, например).
Главное достоинство персонажа в Вашем исполнении (особенно хорошо это видно на примере Таургона) - именно осмысленность, она даёт основание для прощения даже ошибок и слабостей, потому что сама же из них и выводит (как Фахд - хороший человек, несмотря на свои мстительные мечты, потому что в мире мести и предательства находится в постоянном поиске высшего смысла). Персонажи, не вырастившие в себе эту осмысленность, Вам отчетливо не интересны. Там, где эта "внутренняя" утопичность подкреплена внешней, формальной ("Некоронованный"), подобные персонажи либо отсутствуют как класс, либо мгновенно и аккуратно (уже писала, даже акупунктурно) выводятся за кадр. Там, где внешней поддержки нет (в "ГнНК", поскольку государственное устройство Гондора принципиально далеко от утопии, и ничего с этим не поделаешь в рамках, по крайней мере, толкиенского мира), от таких персонажей не спрячешься, вот и лезут эти Фингоны. Но на них есть своя мухобойка: принципиальный авторский отказ от со-бытия с ними, от возможности встать на их точку зрения и вообще её сформулировать (в конечном счете это отказ такому персонажу в способности иметь свою точку зрения). И точно они лишены возможности быть субъектом речи и мысли, у них нет ни внутренних монологов, ни картин мира их глазами, они поданы только как объект оценки и осмысления "настоящим" персонажем, да и для него часто служат только точкой отталкивания (как Фингон, от осуждения которого Таургон быстро переходит к Барагунду и Белому древу).

3) Всё это переходит к диалогу с читателем. Вы и читателей себе, в принципе, подбираете таких же, как персонажи, - изначально нацеленных на осмысленность бытия, тех, кто к моменту попадания в зону Вашего внимания/влияния уже прошёл какую-то часть этого пути.
И если мы изобразим художественную литературу как знаменитую шкалу между "литература имитирует действительность" и "литература проектирует действительность", то Ваши тексты - ко второму полюсу, конечно. Они проективны: не как есть вокруг нас, а как должно быть. Опять же, принципиально, "должно быть", варианта "как не должно быть" Вы, кажется, избегаете. Между реальностью читателя и действительностью Вашего текста - определённый провал, который нужно преодолеть усилием мысли и воли (чуть ли не "прыжок веры", если позволите), и это, конечно, воспитательный момент. Но проективные тексты изначально утопичны, в них может не быть чётко заявленного автора в тексте, но за текстом он явственно ощущаем, он сконструировал такой мир и сознательно поддерживает его (мир) в этом, нужном ему (автору) базовом состоянии.

И еще немножко из обсуждения :)
Про дунаданов: Есть условия внешне заданные (они могут так выжить) - от Толкиена, а есть внутренне заданные (они хотят выжить именно так) - Вами. Внутреннее коллективное согласие без репрессивных мер - это утопизм человеческий. Демонстрация этого без подробностей и генезиса и уверенность, что читатель это примет, - утопизм авторский. Опять-таки, без всякой дурной оценочности, просто констатирую.

Про "прыжок веры". Кьеркегор с Камю писали. Суть в том, что какой-то фрагмент чего угодно (мысленной цепочки, пути, истории) просто принимается как данность, без рационального обоснования, причём это настолько солидный фрагмент, что от правильности подобного решения зависит едва ли не судьба/жизнь. В общем, это риск, на который идут с интуитивной надеждой на успех, не имея на это никаких гарантий. (Гугль говорит, что "прыжком веры" в игре "Кредо асассина" называется какое-то самоубийственное практически сальто с большой высоты при полном незнании рельефа, в который придётся приземляться, - достаточно остроумный перенос.) Так и у Вас: читателю не показано, может ли он сегодняшний из условий сегодняшнего общества (любого) перейти в состояние, Вами описанное; если может - то как; и если перейдёт - то чего с ним будет дальше среди никуда не пропадавшего сегодняшнего общества. В таких условиях переоценка ценностей в сторону описанных Вами - именно что "прыжок веры". Да и персонажи, в общем-то, делают то же самое: когда Аранарт отказывается со льдины сойти на маленький остров без какой-либо надежды на спасение на льдине, это иначе как "прыжком веры" и не назовёшь.
"Без какой-либо надежды" в конце предыдущего письма, естественно, означает надежду, логически и рационально просчитанную, т.е. не надежду вовсе. Подлинной надежды хоть в каком смысле, включая толкиенскую Эстель, тут, конечно, никто не отменяет.
Вот, до меня только что дошло, что суть Эстель (если я, разумеется, правильно её понимаю) - это и есть "прыжок веры".
Tags: Холодные камни Арнора
Subscribe

  • ХКА

    ЖЖ мне напомнил, что ровно 9 лет назад я написала очень-очень грустный пост про то, как "Холодные камни Арнора" безнадежно стоит, никаких перспектив,…

  • Бомба-дил и другие

    Итак, мы записали еще три главы "Некоронованного" - "У Тома Бомбадила", "Струны на арфе мира" и "Гномья охота". То ли у меня прорезались басы, то ли…

  • Творчество, грите...

    Мрзд объявило День Средиземья. Тиннэ принесла запоздалый эпиграф к "Волчьим тропам": Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments