Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Categories:

Ик-ктуальность

Была сегодня лекция по "Горе от ума" и прочему.
Ну, уже классика (в смысле, классика прочтения) - Толстой-Американец как генерал диванных войск ("И крепко на руку нечист... Когда ж об честности высокой говорит..."), но и сам Чацкий вполне современный тип, таких 3/4 Тырнета: хочет что-то сказать - и вперррред, в каком треде - пофиг, кому - пофиг, главное - вперрред. Забанить такого в карету нафиг, ога.
Отдельно подумалось, насколько в сетевой окрестности меня таких мало :) В каком гармоничном Интернете я живу :)

ПедагогическоЁ.
Когда студенты в конце лекции говорят, что ой, да, надо (было) перечитать текст, там, оказывается, стоооолько незнакомого... угу, полтора часа пропали не зря.
Это у меня такой отдых и никакой работы; заметно, правда?

ФилологическоЁ.
Лекция-то посвящена проблеме адекватной передачи живого русского языка в художественном тексте. ПОэтому речь зашла о современных эрративах. И, в частности, я привожу примеры "чо?!" и "чё??!!", а потом, неожиданно для себя, обнаруживаю тоновую дистрибуцию графем. Говоря проще, "чо" - это тон вниз, скорее возмущение, "чё" и особенно "чё-чё" - это тон вверх, насмешка. Вы слышали, что в русском языке есть всходящий и нисходящий тон как смысловая дистрибуция?! А вот.
И, возвращаясь к Грибоедову, чем это хуже фамусовского "-тко" ("поди-тко послужи")? - то же чисто разговорное явление. Тож "культурные люди так не разговаривают!!!1111111"

РиторическоЁ.
Для студентов было открытием мира, что лекция как вид текста принадлежит к письменным. Я даже молчу о том, что изначально лекцию "читали", потому что ее сперва писали :) Я привожу другой пример. Я говорю: если вы возьмете запись того, что я сейчас говорю, и расшифруете ее, там будут сплошь придаточные предложения. Она синтаксически построена по законам письменной речи.
А вот то, что я при этом использую разную разговорную (пауза) хрень... это создает контраст между высоким письменным синтаксисом и сниженной лексикой. Контраст бьет по вашим эмоциям, это актуализирует восприятие - именно поэтому вы мои лекции запоминаете на всю жизнь.
Продуманный прием, батенька.
Tags: Литература vs литра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments