Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Categories:

Про пейзажи

Была сегодня лекция по Тютчеву.
И я говорю стандартные (для меня) вещи, что вот, мол, был Пушкин, у него природа это то, что видят наши глазки: "Встает заря во мгле холодной...", волки там ходят, всадники от него скачутЬ - берем ручку, бумашшшку и в меру наших художественных способностей рисуем эту картинку.
Пейзаж Пушкина иллюстрируем без проблем.
Был Лермонтов. А еще был Мережковский, и писал он про лермонтовские пейзажи, что они всегда сюжетны. Сосна (которая на севере диком вполне иллюстрируемо качается на голой вершине в первых строках) тоскует о пальме; отношения тучки с утесом способны вызвать слезу у романтической девушки, а уж простое беление паруса в море сюжетно настолько, что писано-переписано сочинений о нем.
Пушкинский пейзаж - картина. Лермонтовский пейзаж - сюжет.
А Тютчев делает шаг дальше.
Природа как таковая его не интересует. "Не то, что мните вы, природа"... то, что можно глазками посмотреть, - не для него. Он тех людей, кто видит в природе только картинку, запечатлеваемую фотиком туриста, обозвал слепыми в том же стихотворении.
И даже не в оживающих абстракциях дело, хотя "здесь великое былое словно дышит в забытьи" - в стихах о всего лишь отражении монастыря в озере. И "льется лазурь" в финале казалось бы известного "Есть в осени первоначальной...". Но это частности.
Для Тютчева описание природы - это описание человеческой души, переживающей некий пейзаж, ночь, море.
(Тут должно быть много цитат, но я не главу пишу, а треп ЖЖшный, поэтому не полезу в конспект. Сами ищите!)
И я вспоминаю случай, который был со мной, когда я работала в одном художественном вузе. Привезли мы толпу студентов в Суздаль. Искусствоведам со мной ходить по церквям и изучать, а художникам - писать пейзажи.
И вот - Суздаль, вал, за валом река, луга, деревца, дальний лес, вечернее небо. И стоят на валу бок-о-бок два этюдника, студента и профессора из мастерской пейзажа. У студента на холсте всё, что я уже перечислила. А у профессора... тишина и благодать летнего вечера.
То есть физически нарисованы одни и те же объекты. А - слов нет, насколько разные картины! Вернее, одна - картина, а вторая - ученический этюд.
В этом и разгадка "загадки русской души": нам ценен не объект, а переживания по поводу его. Не пейзаж, а передаваемое им настроение.
Так что когда перед нами пейзажное стихотворение, которое просто визуальная картинка природы, то это или Пушкин - или графомань ;)
Tags: Литература vs литра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments