Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Categories:

План по восторгам не выполнен...

Решили пойти с Любашкой в ГМИИ. Просто потому, что встретились втроем: я, дочь и свободное время у обеих.
Ну, там же висит что-то хорошее сменное? Висит. Пошли посмотрим.
Оказалось, выставок там три.
Во-первых, Рубенс, ван Дейк, Йорданс и прочие из собраниях князей Лихтенштейна.
Во-вторых, раннее Возрождение из академии Каррары.
И в-третьих, некто авангардный, фамилию я не запомнила.
По порядку.
Рубенса я не люблю. Откормленные телеса и румяные щеки меня не восторгают. Но одна картина меня зацепила: "Марс и Рея Сильвия". Вроде всё обычно, герой в доспехах, героиня в минимуме драпировок, максимуме жирка... но всё, абсолютно всё - облака, взвившийся плащ, драпировки, мускулы, жирок - производит ощущение совершенной легкости, воздушности и стремительности.
В картине летящее совершенно всё!
Йорданс... э-мнэ, как бы поцензурнее сказать... я с ним не совместима по религиозным вопросам. То есть у нормального буддиста эти тонны рыбы, омаров-кальмаров и живых (видимо, пока живых) морских котиков ничего, кроме отвращения к плоти вызвать не могут. А там еще таких картин (охотничьи трофеи и тэпэ) понавешали.
Любашка тоже не в восторге, мы из этого зала вылетели...
"Кабинетная живопись". О, это песТня! Это картины из серии "сделайте нам красиво". А красота, как мы с вами знаем, лишней не бУвает... Посему рисуем картину с маааааксимальной перспективой, т.е. с очень высокой точки обзора, чтобы влезло красоты побольше. Но фигуры рисуем так, как привыкли. То есть с уровня глаз человека. Эффект фееричен.
Это цветочки. Ягодки: пять картин по цене одной. Два десятка по цене одной!! Поясняю. На картине изображаем помещение, в котором... угадали, молодцы! - висят картины. Столько, сколько позволит аппетит. Причем рамы этих картин висят по законам перспективы, точка схода, светотень, все дела. А воооооот изображение на этих картинах отправляет усю перспективу в куду-подальшу. Причем это регулярно касается не только линейной перспективы, но и воздушной. Висит, панымаэшь, над камином картина, яркость красок соперничает с передним планом, фигуры практически фронтальны, хотя стена - боковая.
Вы мне скажете, что я злая и придираюсь.
Я не придираюсь, я занимаюсь сравнительной культурологией. Потому что это "двадцать картин в одной" мне до слез напомнило мои любимые кимоно Тайсё, с которых мы коллекцию и начинали. Патамушта принцип "красота лишней не бывает" (и побольше, побольше!) - это принцип свежеразбогатевшего заказчика. Что голландцы, что японцы в свое время, что ваша покорная слуга на нулевом этапе собирательства.
Насчет злости. Я вынужденно читаю русские работы по японской гравюре - а работы или совсем совеЦкие, или авторов, недалеко ушедших от. И это ж до зевоты - читать, каким достоинством японцев стало освоение перспективы! Блин, а то что они создали великое искусство без никакой перспективы, что они совершенно спокойно плевали на точку схода, но отторжения их работы не вызывают и "ошибку" замечаешь только если поднатаскан - это ничего не стОит?!
Поэтому, когда видишь, какова у обычных европейских художников хваленая перспектива, то поневоле обращаешь внимание на эти самые ошибки.
Ну и о хорошем.
Даже о прекрасном, теперь без малейшей иронии.
Ван Дейк.
Сменные выставки в ГМИИ, как вы знаете, это Белый зал и галерея по бокам парадной лестницы. День будний, народу мало, поэтому с одной стороны галереи отлично смотрятся картины на другой.
И я говорю моей барышне: обернись, какой прекрасный портрет на той стороне.
Обернулись.
Постояли к перспективным картинам кормой, к изумительным психологическим портретам лицом. Дальше пошли на нищастные перспективы смотреть-веселиться. Обернулись. Постояли, совершенно завороженные новой парой портретов. И так до конца галереи.
Перешли на ту сторону, узнали, что нас восхитил ван Дейк.
Причем с близкого расстояния Любашка совершенно приклеилась к прописи деталей платьев. Угу. А лица лучше смотреть издалека.
Я со вздохом порассуждала о том, что ван Дейк умеет детальнейшим образом прописывать все узоры ткани, кружева и т.п., но при этом вся матчасть не забивает лица, и перед нами не пособие по историческому костюму, а глубокий настроенческий портрет. А вот потом искусство разучится это делать... имеем или портрет платья, или вся тончайшая вышивка передается такими хаотичными мазками, что смотреть стыдно.
Окрыленные ван Дейком, пошли мы на вторую выставку...
...и рухнули с перебитыми крыльями, если продолжать птичьи метафоры.
То есть бОльшего разочарования от классического искусства я в жизни не испытывала.
Ботичелли (или его ученики), который на афише, - извините, но это одна из немногих картин, которые можно смотреть.
Улов Любашки - мадонна-модница: "Мама, посмотри, как у нее выбрит лоб!" Угу, не только выбрит высоко по тогдашней моде, но и специальным полупрозрачным головным убором прикрыт.
Мой улов - портрет-развертка. Знаете, зело крутые тлинкиты (это индейцы ооооочень северной Америки) рисуют медведя в фас и два профиля разом. Патамушта медведя должно быть со всех сторон! (Иногда спину сверху пририсуют). Так вот, при очередной мадонне - дама. Прическа у нее на затылке - праздник для историка костюма, косы, пряди, жемчуга. Есснно, дама затылком (чуть под углом) к зрителю. Но при этом она же и в профиль. Тлинкиты бы оценили.
Зато на полу во всех залах светом написано "Каррара", кириллицей и латиницей.
Короче, мы самым некультурным образом отправились от привозных оригиналов в цветаевский зал слепков.
Мне там надо было посидеть - не меньше получаса! - чтобы восстановить в своем сознании образ Возрождения. Потому что слепки - с произведений действительно высокого искусства. А то, что нам привезли, - это проходные вещи.
Чтобы немного успокоить мой стресс и залатать дыру в мировосприятии, я стала рассказывать Любашке про то, что теория 95% - она и в искусстве. И когда ты с детства знаешь великий фильм с великим актером, то мечтаешь смотреть с ним еще-еще-еще! А потом выходишь на торренты, скачиваешь его фильмографию подряд - и видишь, в каком барахле он играл большинство ролей...
Посидели, поговорили. Прошлись по цветаевскому залу Возрождения.
- Ну что, пошли снова к ван Дейку?
- Ага.
Пошли. Постояли на дальней стороне галереи. Я нашла точку (кто пойдет: ровно над серой полуколонной с названием выставки на лестнице внизу), откуда видны четыре лучших портрета сразу.
Перешли на его сторону. Любашка застыла у самой кружевной дамы, я у мужественного графа-маршала. Ей - платье, мне - лицо.

В сухом остатке: сходили на ван Дейка, повеселились и изучили культурную общность младокапиталистических искусств ;) И еще "летящий" Рубенс.
ИМХО, лучше уходить от выставки с осмысленно-критическим впечатлением, чем с аморфным восторгом.
Tags: Жисть, Любашка, Размышлизмы
Subscribe

  • Паровозики и не только

    У меня тут очень скверно ведут себя ноги (я рефлекторно снимаю всю нагрузку с левой, отчего у меня уже выходит из строя правая - до "не могу спать от…

  • И о погоде

    На улице +6 - а ты открываешь окно настежь, чтобы покрасить его решетку с обратной стороны. Ибо иначе это отложится на эН лет вперед. Эпическая фраза…

  • Запутаться в двух птичках...

    Ничто не предвещало... просто у меня в главе "Почему сказки и былины - не мифы?" висел недописанным абзац про Сирина и Алконоста. Я пошла его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments