Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Пройдемся по "Самураям"


Заяц в японской культуре - отнюдь не трусливый зверь. Он хитрый, сообразительный и, как ни странно для нас, - храбрый. Самурай, получивший прозвище "Заяц", мог заслуженно гордиться им.
Посему логично, что именно сей зверь встречает нас при входе на обновленную выставку "Самураи. Art of War".

Я сразу скажу - я пристрастна. Последние три года для меня прошли в непрестанном сотрудничестве с этим проектом, мы "поженили" наши коллекции - мужскую (оружие и доспехи) и женскую (кимоно, куклы и дамские мелочи) - и отправились в не совсем свадебное, но путешествие по Питеру, Омску, Киеву, Екатеринбургу, Одессе...
Когда я узнала, что нас снова ждет выставка в Москве, я полагала, что уж для меня-то там не будет сюрпризов по сравнению с московской, которая была была два года назад.
И я оказалась до такой степени не права, что просто - ой! слов нет, одни фото.


Как вам такие бамбуковые заросли? Всё живое, только листики не надо рвать, ладно?


Вот такой сад камней окружает плазму.


Идем по мостику и смотрим по сторонам...


...а вокруг шумит старинный Эдо.

Над городом плывут золотые облака, горожане направляются по своим делам. А мы - по своим :)

Мимо икебаны...


...к залу чайной церемонии.
Чайные церемонии там и впрямь проводятся (подробности на сайте выставки), но сейчас речь об экспозиции.
На двух манекенах - кимоно мастера и гостя. Точнее, мастерицы и гостьи.
Гостья одета не строго по правилам (кимоно должно быть с однотонным тканым рисунком, но его бы совершенно не было видно посетителям, поэтому мы взяли мягкий лиричный пейзаж. Он тоже заметен в основном через зум фотоаппарата). Кимоно на ней современное.


А вот на сенсее пояс-оби - одна из жемчужин нашей коллекции.

Это оби первой половины ХХ века, соткан он из конопляных волокон и на нем написана картина сумиё-э.
Конопля в Японии была, с одной стороны, материалом для бедняков. С другой - она старше шелка, а потому одежды синтоистских священников ткались из нее. А уж когда пришло время фабричных тканей - статус конопляных одежд взлетел: ведь волокна по-прежнему обрабатываются только вручную.
В нашей коллекции есть две вещи с картинами тушью. На всякий случай я поясню, что речь идет не о репродукции и не о копии, а о подлиннике, о полноценном произведении искусства, которое создается не для свитка на стену, а для парадного пояса или подкладки (!) мужского кимоно. Да, это Япония :)
На этом поясе картина повторена дважды, поэтому она сравнительно совпадает на барабанчике и нижней части узла. Подпись и печать художника нанесены так, что при надевании пояса их увидеть невозможно. Владельцу кимоно знания достаточно, а показывать посторонним - дурной тон.

На стене свиток. Середина 19-го, тоже наш. Слегка не по сезону (всё-таки он летний), но так органично вписался в экспозицию, что давайте простим ему это?


А мы идем в зал резной кости. Приготовьтесь долго рассматривать и умирать от восторга.
(Чьи это коллекции - я не знаю. Всего выставка собрала 6 или 7 частных коллекций.)



Мастер высекает каменную статую лиса-инари


Оправа коротких мечей

Затаили дыхание? Тогда покрупнее.




Еще фигурка-окимоно

Сакура на ее кимоно


Из прочей мелкой пластики - коробочка для игральных костей. С ней надо рядом пятирублевую монету класть, чтобы понять, кто из них больше :)


А, вы хотите спросить, сколько ж можно дамские изящества рассматривать, где суровое мужское самурайство?
Вот оно, пжжжалста :)
Новый комплект доспехов в зале князей

Поближе


Думаю, фотографиями этого шлема интернет скоро будет переполнен :) Тоже из новых поступлений в собрание "Самураев".


Как объясняет Дмитрий Белинцев, прекрасный специалист по доспеху, чем глуше шлем, тем больше телохранителей надо князю. И если маска закрывает всё лицо - то это или парадный доспех, или... ну, следить за боем с возвышенного места...

А вот еще брутальнее. Коллекция "Самураев" пополнилась копьями и прочими колющими предметами. Еще там появились и мушкеты (спасибо португальцам, приобщили самурайских князей к европейской цивилизации в 16-м веке!), но фото мушкетов у меня неудачно, посему его не будет. А копья вот.

Копейные клинки в ножнах...

...и без оных


Если же желаете оружие поблагороднее, то пойдемте в зал мечей.
Вот так демонстрируется меч: клинок отдельно (на хвостовике - подпись мастера, а иногда и его помощника, если он тоже выдающийся), оправа - отдельно, а здесь еще и... как объяснил Д.Белинцев, это таки-ножны, в которых хранился клинок. А вся красота с ювелирностью - парадные одежды меча.

Менуки - ювелирное украшение на рукояти меча, помимо эстетики нужно для лучшего упора пальцев при хвате. Здесь менуки - с изображением сражающихся самураев.
Рукоять обтянута кожей ската. Нет, кожа это не коричневые тесемочки (это - шелковая оплётка), а вон те белые пупырУшки, которые под оплеткой видны.

Чтобы перевести меч в боевое состояние, оплётку разматывают, все детали снимают, на хвостовик клинка накладываются две деревянные накладки, специальными шпеньками крепятся, затем кожа ската, ювелирность, шнур...

Другой меч, смотрим ювелирность на цубе (гарде). Кстати, виден и шпенек крепления

Менуки этого меча. Демон.


Еще меч


Еще один. На гарде - самурай. Разглядели?

Другой - на менуки


Цубы - гарды самурайских мечей - это отдельная тема в японской культуре. Вот из многих, представленных на выставке...
Фудзи. Минимализм и нарочитая грубость работы

Свита самурайского князя, здесь все вылизано


А теперь о серьезном.
Выставка посвящена 47 ронинам. Ронин - это самурай, лишенный господина. В обычной ситуации ронины - перекати-поле, в лучшем случае те, про кого фильм "Семь самураев". Поэтому понятия "ронин" и "верность" сочетаются примерно как "волк" и "полет": сие технически невозможно. Нету у волка крыльев, нет у ронина господина.
А Сорок Семь - это на века знаменитый эталон верности. Только господина уже не было в живых.
Верности мертвому.
Мести за него.
И смерти за него.
Я не буду пересказывать вам их историю. В Сети ее найти нетрудно - хоть текстом, хоть прекрасным фильмом Хироши Инагаки, хоть фильмом похуже, режиссера не помню.
И занимающие целый зал 47 гравюр Куниёси, изображающих ронинов поименно, я тоже сейчас пропущу. И 47 фигур героев из того зала - тоже. Ибо европейцу эти что картинки, что фигурки говорят мало. Ну не вызовут они у нас священного трепета, как у японцев (а у них, между прочим, в Киото ежегодный парад в честь Сорока Семи, и поименно мстителей представляют не только взрослые, но и дети!).
Я покажу вам другое.
Авторы выставки создали свое произведение искусства, посвященное Сорока Семи. Мемориальный зал.


По мостикам мы переходим в зал, где нет ни одного экспоната. Японский сад, веранда дома с сёдзи, икебана.
По стенам движутся картины времен года - и стихи. Потом мы поймем, что это - предсмертные стихи Сорока Семи, по-японски и в переводе.



Траурная белая икебана.
Осень сменяется зимой...



За совершенную месть Сорок Семь были приговорены к совершению самоубийства


И нас делают его свидетелями


Появляется кайсяку - помощник, отрубающий голову самураю, вспоровшему себе живот


Кровь брызжет на сёдзи, зал погружается в темноту - и со всех сторон, как лепестки сакуры, на тебя летят предсмертные стихи Сорока Семи. По-японски. Перевод уже не нужен.

Ох. Дайте дух перевести. Камушек, вот, сфотографировать из сада камней в этом зале.


Отдышавшись, иду дальше.
Из экспозиции, посвященной Сорока Семи, покажу только это. Дарт Вейдер бы от зависти умер...

Это шлем того, кому они мстили. Шедевр военно-прикладного искусства. Но, как уже было сказано, чем более закрыт шлем, тем дальше от боя его носитель.
Так что это - кастрюля труса. Высочайшего мастерства изготовления.

Пока я пытаюсь добиться приличных снимков, в зале появляются Георгий Аистов - человек, которому мы обязаны фактом существования этого выставочного проекта, и упомянутый выше Дмитрий.
Снимок для истории :)


Ну, давайте уже о чем-нить полегче... Пойдем еще кимоношки посмотрим :)
В зале создан образ старинного Эдо. Нам - в лавку кимоно

Лежащий и висящий пояса - наши, а вот кимоно - не мое, хотя у нас в коллекции очень-очень похожее. А с этим анекдот. Собственно, это свадебная мантия и на ней логично изобразить пару птичек. Мальчика и, что еще логичнее, с ним рядом девочку. А теперь посмотрели внимательно...
Ну перепутал художник! Ну забыл он, что у самок павлина нет хвоста! И получилось... угу, один птиц с золотисто-оранжевым хвостом, второй - с бледно-золотым, а вместе такоёёёёёё... упс.

Кимоно напротив - наше, и это один из раритетов.


Казалось бы, ну просто красивая свадебная мантия, что в ней такого?
Дело в том, что она полностью выткана ВРУЧНУЮ. И это 21-й век. НА ее создание ушло год-полтора ручного труда.
Это заверено сертификатом, который серебряной нитью выткан на правой поле (на него, к сожалению, падает тень, но если присмотреться...). Там написано, что это высокое произведение искусства из Киото-Нишиджин. Нишиджин - это текстильный центр в древней столице Японии Киото, где уже несколько века делают кимоно. Самые дорогие - вручную на станках позапрошлого века.
Маньяки, ага. Такова Япония :)

Вот еще пара наших поясов, оба - с изюминкой.


На черном золотом нарисован Золотой храм (достопримечательность Киото), а в окна... вклеен перламутр. Про то, что кимоно может быть инкрустировано перламутром, я не только никогда не читала, не слыхала, но и не видела аналога. А вот.
Второй - опять картина на поясе. И подпись с печатью мастера внизу.

Где гейши? Ну как же, Япония и вдруг без гейш! Непорядок!
Вот вам фрагменты экспозиции "Дом гейш".



Нет, барышни не гейши и в экспозицию не входят :)
Лежит кото - музыкальный инструмент, висит наш свиток со знаменитой куртизанкой древности Дзигоку-таю, я о ней написала лучшую главу в моей большой статье о японских куртизанках. Если не устали читать - ловите ссыль :)

Тоже "дом гейш", кимоно из нашего собрания - настоящее гейши, почти столетнее.
Листья падают в осенний ручей, их полет так прекрасен - и краток. Моно-но-аварэ - "грустное очарование вещей"


А ширма, на которой висит кимоно, - это бесценный раритет уже коллекции "Самураев". Дело в том, что японцы из старинных кимоно, которые уже никто не носит, делали вот такие ширмы. И кимоно превращалось в изображение самого себя, благодаря чему сохранялось еще на несколько веков. Возраст этой ширмы я не знаю, а кимоно на ней - самурайское косоде начала 19-го века.

Вы уже устали, поэтому я не буду рассказывать об экспозиции "Дом самурая", только покажу наше кимоно оттуда :)


Но "Самураи" не были бы сами собой, если бы и здесь ни устроили нам полное погружение :)
Через зал идет ряд ворот-тории. А вся противоположная стена - старинный Эдо. Купцы, ремесленники, куртизанки, самураи...



О, куртизанки пошли :)



Кто это куртизанку догоняет? А, да это же Юрий Аистов, куратор проекта и мастер старинной техники меча!


Я извиняюсь за расфокус, но иначе никак... два движущихся объекта моему фотику - не по зубам :/



Ну я тоже пройдусь по Эдо. И пойду читать лекцию :) Ближайший месяц - по истории кимоно.

Что сказать напоследок?
Что я вам не показала и четверти того, что на выставке? - так это и так ясно.
Москвичи, соберетесь - идите в будни! Или вечером в выходной. Я лицезрела очередь на вход - под дождем, с зонтами, в середину дня в воскресенье. А даже если дождя не будет - толпы народу в залах...
Ну а не-москвичам - ловите в Сети фотоотчеты. Как показывает практика, они появляются и преотличные.

С вами была
профессор,
владелец коллекции "Тысяча и одно кимоно"
Александра Баркова

хотите перепостить - да на здоровье!
Tags: Жисть, Это называется счастье, кимоношности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments