Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Categories:

По следам Конгресса

Из обсуждений.

Вау 1. Чем фольклор отличается от мифологии?
Фольклор существует посредством носителей. Если живые носители из уст в уста - ОК, живой фольклор. Если записали, книжку издали, книжку прочли - ОК, мертвый фольклор.
А мифология?
Хе-хе.
А мифология, батеньки, опирается на подсознание, универсалии и прочие реалии где-то на грани психологии. То есть в мифологии возможна такая штука как АКТУАЛИЗАЦИЯ. Ну что была Маяковскому архаическая эпика?! - а вот всё по пунктам актуализируется во "Владимире Ильиче Ленине", хоть якутский эпос разбирай, хоть Владим Владимыча, образа и сюжеты похожи как близнецы в разной одежке :)

Вау 2. Образ Птицы в русской вышивке.
Есть мифологема "мировая ось". У нее есть три реализации: мировая Гора, мировое Древо и Исполин. Последнее крайне мало представлено в повествовательных мифах (вы навскидку назовете Атланта, но на этом список исчерпается, у меня на пару имен длиннее, что не особо лучше), но крайне частотно в изобразительном искусстве. Образ мирового Древа контаминирует с образом Богини-Матери, о чем у меня отдельная статья. У Богини-Матери на руках часто сидят птицы.
Это присказка.
Теперь сказка.
На севернорусских полотенцах мирового Древа НЕТ. Земледельческая плетенка есть, расцветшие свастики - дофига, женские фигуры - в изобилии. Вполне читается огромная Богиня-Мать, красная такая, как на плакате Маура, только без штыков и присяги ;) Древо фактически оказывается вытеснено рожаницей - она композиционно вполне "кустистая", снизу дите, руки подняты, на руках или птицы, или цветы.
И у Богини-Матери на руках тоже птицы.
И оказывается возможна замена - часть вместо целого, огромная птицы вместо Богини, причем внутри нее (этой гипер-Птицы) - другие птички, а то и рожаница.
Птица как алломорф мирового Древа. Угу. Сама в шоке.
А вот почему в русской вышивке мировое Древо не растет - не ко мне вопрос. Может, почва не та? В украинской растет, сто раз видела и пару раз сама вышивала...

Вау 3. Всё выше, и выше, и выше...
В советской мифологии (не поверите, но это по докладу о палехской росписи!!) 30-х годов к какому миру относится такая реалия как МЕТРО?
Чё?
К нижнему?
А вот и не угадали.
Или к среднему (в символике ПОЛНОСТЬЮ уравнено с железной дорогой), или... к верхнему!! Ибо ВЫСОКОЕ достижение социализма. Сказано "высокое" - пожалте на верх панно.
И мне валерьянки за счет оргкомитета.
А земледелие - нижний мир, а нифига не средний. В той же символике 30-х.
И тоже понятно почему.

Вау 4. Еще о Палехе.
Структура мироздания на подарочных панно настолько строга, что якутский шаман сжует бубен от зависти. Или три мира (верх-сред-низ), или два (СССР-Америка, Чкалов посередке, но там и вертикаль тож выдержана).
Это возвращаясь к первому "вау", про мифологию без прямой передачи.

Вау 5. Еще о советском.
Не только палехские панно, но и всякие ковры с портретами Сталина-Ворошилова и пр., это особый вид искусства - ритуальное. Точнее, донаторское. Ритуальное подношение высшим силам. Логично, по законам мифологии, а то как же.
При этом носители культуры переживают кто восторг (вспомните 30-ые!), кто ужас (репрессии), но в обоих случаях это гипер-стресс. Мифология здесь, как и всегда, это способ ОРГАНИЗАЦИИ СТРЕССА, превращения его из индивидуального, стихийного и деструктивного в массовый, внимание! - управляемый, с относительной гармонизацией на выходе и, что логично, или конструктивный (опять же вспомним первые пятилетки!), или хотя бы снижающий степени деструкции.
(Хосподи, ну и язык пошел... сразу видно, что родной у меня - научный, а Тырнет-сленг - иностранный, хотя и любимый).
Соответственно, для художников, которые соглашались (а палехшане особо не стремились ЭТО рисовать), мифологизация изобразительного советского пространства была тем самым путем управления своим стрессом, а затем через это же проходил и зритель.
Докладчик потом в коридорных обсуждениях прекрасно добавила про орнаментальную рамочку как способ гармонизации. А заодно можно вспомнить, как вокруг "злого места" круг очерчивали: сиди внутри круга, Иосиф свет-Виссарионыч, и не выходи за него! И будьте слова мои крепки и лепки, аминь ;)))
Tags: Жисть, НаучноЁ, Размышлизмы
Subscribe

  • Мое интервью "Независимой газете"

    Вышло мое большое интервью "Независимой газете" - "Профессор по Толкину". Кому оно нужно на сувенир - завтра ищите в киосках :) И мы поищем :)…

  • И снова "Финрод"

    Идти второй раз на спектакль, совершенно покоривший тебя, - это немалый риск. Чуда новизны уже не будет, ты уже знаешь, какие внезапности тебе припас…

  • Творчество, грите...

    Мрзд объявило День Средиземья. Тиннэ принесла запоздалый эпиграф к "Волчьим тропам": Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments