Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Category:

Песня Судьбы

Когда мне было лет 12, 13, 14, ходила я в литературную студию - к одной возвышенной женщине, по-детски беспомощной, романтичной и привившей мне на всю жизнь любовь к Блоку.
Ставили мы что-то из "Балаганчика" и что-то из "Незнакомки". Помнится, у меня был роскошный головной убор Звездочета, коий отец (архитектор!) клеил мне целый вечер по моему эскизу, ругаясь на сложность конструкции (а как же, серебряный шар на оси в круге звезд - и всё это на обруче, который на голове. И покаааачивается при движении!).
Но "Незнакомка" была порезана нашей руководительницей неудачно, а "Балаганчик" я вообще не помню, помню только, что слабая это вещь...
А потом - 14, 15 лет, самое ТО время! - случилась у меня какая-то хорошая простуда. Одна из тех сказочно прекрасных болезней, когда ты лежишь дома, все о тебе заботятся, делать ничего не надо - и ты читаешь хорошие книжки, а приятный градус температуры тебе превращает письменный текст не то что в 3D, а в какое-то совершенно многомерное пространство.
И я пошла читать Блока сквозняком. От начала до конца.
Я бы не сказала, что это был такой уж "улёт": Блока я к тому времени знала хорошо, так что особых открытий не приключалось. Узнавание, погружение - да, но не более.
Пока я не открыла ее - пьесу "Песня Судьбы". Вот тут мой мозг отправился в гиперпространство, а нервы - и того дальше.
Потому что второго такого сочетания Мечты и Правды (и правды о мечте, и мечты о правде!) я не знаю. Сейчас я понимаю, что Фаина - это тот же образ, что у Достоевского и Настасья Филипповна, и Грушенька (к Грушеньке ближе социально, к Н.Ф. - по характеру), но Достоевский показал ее изуродованной, искаженной (и не обществом, а сознанием этого автора), а Блок уловил очень-очень чистый тон.
И если бы мне предложили назвать одно-единственное произведение Блока, в котором он весь, то я бы назвала именно эту вещь. Тут всё: и символистская влюбленность в оттенки и нюансы, и Прекрасная Дама, которая всегда недостижима, даже если рядом, и Снежный Ветер, летящий сквозь всё, от волшебной метели в "Масках" до злой вьюги в "Двенадцати", и Поэт, обреченный в своей слабости, и Пожилой Господин - проза реальной жизни.
И еще много что есть.
Но сейчас, готовясь к лекции и желая перечитать пьесу, я в изумлении обнаруживаю, что из драматургии Блока она наименнее известна. И кое-кто из моих знакомых, весьма начитанных, ее... не знает. Да и число отзывов у Мошкова говорят сами за себя.
Поэтому-то я и пишу так много слов. Чтобы дать одну простеньку ссылочку. И чтобы вы на нее нажали как-нибудь тихим вечером.
Tags: Былое и байки, Литература vs литра
Subscribe

  • Лекций всем и почти даром!

    Вы не поверите, но я таки преодолела страх смартфона и подключила самозанятость. И мне надо ее протестировать! Все эти "авточеки" и прочее. В связи с…

  • Искали крокодила, нашли слона...

    СлонЪ древнерусский и другие зверики (мраволев, ноздророг - т.е. носорог). иллюстрация из "Христианской топографии" Косьмы Индикоплова. Это я…

  • Лекции по славянам

    Меня снова спрашивают про мои лекции по славянской мифологии, снова отвечаю. ВСЕ мои лекции доступны в записи неограниченное время. ВСЕ участники…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments