Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Category:

Гоголь-моголь. Да вы его просто читаете не с того ракурса!

Диалог. Непридуманый. Вместо эпиграфа.
- Пойду почитаю какую-нить хорошую книжку. "Мертвые души", например.
- Да? Ну потом расскажешь, про что она.
Это не диалог с двоечником. Диалог вовсе даж с Ноле, а Ноле слегка читал, да-с, проходили они в Литинституте. Но Ноле воробей стреляный - после сюрпризов с "Медным всадником" и "Онегиным" (см. ранее) вполне ожидаемо, что книшшшка окажется слегка не тем, чо мы проходили и в школах, и во всяких Лит, а також Фил.

Представьте себе самый-пресамый дорогущий и навороченный автомобиль. И представьте, что кто-то о нем говорит: "та черная штука". Ну, и ваше мнение о такой кхе-херактеристике?!
Ну дык вот. Говорить о Гоголе "Это социальный писатель" ("злободневный", "актуальный"...) - то же самое. Это замечать не главное во внешности и терять внафиг всё, совершенно всё ценное.

Я сейчас не осилю пост про "Мертвые души", я устала, а там долго. Я про "Ревизора" расскажу, с ним покороче.
Это абсолютно, совершенно, немыслимо уникальная пьеса. Аналога я не знаю.
Дурацкий вопрос: сколько героев в "Ревизоре"? Дурацкий ответ: посмотри на первой странице. Там 25 ролей (посчитала).
Именно что дурацкий ответ. Потому что это 25 сценических персонажей. Которые по сцене ходЮтЬ.
А сам ревизор (настоящий) на сцену не выходит. Это внесценический персонаж.
Полицейский, который поехал драку разнимать, а воротился пьян...
Учитель истории, который "...Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?"
Отец Хлестакова...
Дети Земляники - Иван, Марья, еще хто-сь и Перепетуя...
Маврушка, питерская кухарка Хлестакова...
Знаете, скока там всего внесценических?
Я насчитала ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ штук. При том, что групповых объединяла (то ись дети Земляники шли под один номер).

Но, ежели тут кто с филологическим, или просто читать внимательно обучен, он мне скажет:
- Погоди, а "Горе от ума"? Там этих внесценических как собак нерезаных.
Это да. Но их там меньше, чем сценических. И, что существеннее, они там все связаны с основным действием (по смыслу). А тут... Добчинский, перебивая Бобчинского, говорит о "чиновнике" и вворачивает фразу про трактирщика Власа, жена которого родила, и такой бойкий мальчик и будет тоже содержать трактир.
Мало того, что тут три внесце-, тут еще и две внесценические ситуации, одна из которых ваще относится к будущему, причем дальнему. (Княгиня Марья Алексевна тоже БУДЕТ говорить, это тоже внесце- и тож будущее, но оно завтра бу. А дитё еще пока вырастет!..)
Короче, раздвигается мир более чем вдвое.

Но и этого мало. Надо гоголь-моголь прокруче замешан.
Помимо внесценических, но реальных персонажей, у нас есть куча внесценических призрачных. В основном в сцене вранья. Включая государя и Пушкина. Отдельно прекрасны "35 тысяч одних курьеров", которые нужны, чтобы передать ОДНО сообщение.
Это дает нам еще 20 персонажей (35 019, ежели курьеров считать поштучнА ;) )
Забавно, что в призрачных есть ДЯДЯ Хлестакова, к которому едет это чудо, видимо, возомнившее себя Онегиным.

Итого в три с половиной раза. Ну и где вы такое видали?

Я позволю себе метафору.
Обычное действие нормальной пьесы можно сравнить с коридором. В котором что-то происходит. В коридоре есть двери в другие комнаты - внесценические истории, внесце- персонажи. Но связанные с основным действием. Типа юности героев. Заглянули туда, посмотрели, вернулись к основному.
Реже бывают окна. Означенный трактирщик Влас со всем семейством, или там князь Федор, племянник Хлёстовой. Прямо с действием не связано, но расширяет картинку.
Но в "Ревизоре" помимо всего есть окна с кривыми стеклами. Потому что Петербург, как он описан, он не совершенно фантастичен. Реальность там где-то брезжит. Но сильно искаженная. Сиии-ИК-ииильно. И как в комнате смеха мы можем лицезреть свою физиономию с четырьмя-шестью глазами, там и тут курьеры размножились.

Короче говоря, если в супер-автомобиле вас интересует мотор и прочее на тему "как он устроен", то и Гоголь безумно увлекателен ответом на вопрос "как он это делает". А сатиру оставьте Салтыкову-блин-Щедрину. И худшим вещам Некрасова.
Tags: Литература vs литра
Subscribe

  • И снова "Финрод"

    Идти второй раз на спектакль, совершенно покоривший тебя, - это немалый риск. Чуда новизны уже не будет, ты уже знаешь, какие внезапности тебе припас…

  • Творчество, грите...

    Мрзд объявило День Средиземья. Тиннэ принесла запоздалый эпиграф к "Волчьим тропам": Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не…

  • обгоняю :)

    Новости рейтинга "Героическое отечественное фэнтези" Лабиринта. "Между" - 39 место, слегка обгоняя Перумова и уверенно обгоняя Еськова. На "Между",…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments