Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Categories:

В глубоком культурном шоке

Были мы в Пушкинском музее (который ГМИИ) с Любашкой, и вернулись по-хорошему офигевшие.
Нет, там нет новой супер-выставки.
Нет, нам не встретился гипер-гид.
Мы просто ходили по самой что ни на есть основной цветаевской экспозиции, и моя челюсть лежала на полу и тянулась за мной следом на веревочке.

Я буквально изголодалась по ассирийскому залу. Когда еще я училась в художественной школе и нас шкурили историей искусств так, что университетский курс легче, в нас резцом врезали: "У ассирийцев было любование жестокостью". Все эти зверски вздутые мышцы, "Умирающая львица" и т.д.
Ну вот захотелось мне постоять в этом зале.
Ладно, беру дитё, идем.
Путь туда - через Античный дворик, Любашка категорически не хочет его пробегать (хотя она там была).
Ладно, застряли.
А там в самом внизу в торце, куда ножками не пускают, а только глазками сверху - короче, только матерый грибник щас найдет, - Львиные ворота Микен. И я при моем добро-ласковом ассирийском настрое объясняю: посмотри на мышцы (тож посмотрите), какая агрессия, несмотря на спокойную позу, а вон посмотри на барельефы Парфенона, сцены боевые, а агрессии нет. А вон смотри торс Посейдона (см.), мышцы проработаны даже лучше, чем у львиц, а тож никакой агрессии. Вот оно, влияние Ассирии на Микены.
Дитё с умным видом хмурит брови.
Что и как мы обсуждали в ассирийском зале - это другая песня, а дальше у меня устали ноги и мы пошли проооооосто посидеть в "Эллинизм". Пергамский алтарь и прочие Самофракийские и Милосские. Отдохнуть от интенсивного обсуждения.
И вот там-то моя челюсть и отвалилась.
Потому что все то буйство эмоцией и гениальное мастерство выражения чувств, которыми знаменит Алтарь, - это, извините, тока Гиганты и Гея. А Олимпийцы делают свою работу с олимпийским же спокойствием Тыц, например. Причем смотрите внимательно: это касается не только и не столько лиц. Я о позах даже больше.
Дальше я перевожу взгляд на хрестоматийного Фарнезского быка и мне становится плохо окончательно. Вы себе представляете, КАКИЕ чувства должны испытывать два парня, решившиеся убить женщину - и не просто убить, а привязав к яростному быку?! Представили? Ненависть, гнев, ярость, торжество мести... А теперь смотрим. Угу, студент на скучной лекции.
Причем поза Дирки, ее лицо - все адекватно ситуации. Но Зет с Амфионом опять-таки просто делают свою работу. И степень напряженности их поз - ИМХО, не дотягивает до сдерживания этого быка.
То есть внезапно я обнаруживаю, что греки не изображали ярость. Никак. Совсем. Отчаянье, боль, мольбу... Лаокоон во всей красе.
Но не деструктив.
А дальше я мысленно пробегаю взглядом по их истории. И не могу вспомнить ни одной захватнической войны, которую бы вели греки. Македонский не считается, у него при жизни были большие проблемы по нац.вопросу: ты не грек, ты презренный македонец.
Культурный запрет на агрессию.

ВотЬ.
А теперь, собсснна, вопрос к тем, кто знает больше меня. Это где-нить написано? Мне ничего подобного не встречалось, но я не скажу, что я спец по античному искусству...

PS Читаю статью в Вики (написанную по научным трудам) и фигею в нехорошем смысле. Олимпийцам приписывается страстность, и к этому привешено фото Геи. Давно она - олимпиец? ;(((

PPS Я говорю об отражении ярости в произведениях искусства. Не в мифах. Не обозначение ярости - типО статичный Персей статичной Медузе отпиливает голову, а именно мне художественными средствами подайте.
Пока список из двух пунктов:
- Илиада
- "Медея" Еврипида. То-то его женщины растерзали за такие шедевры. Очень, очень показательный миф. Фактически о том, какие произведения культура отторгает. Еврипид стал популярен сиииильно после смерти.
Tags: Жисть, Любашка, НаучноЁ, Размышлизмы
Subscribe

  • Паровозики и не только

    У меня тут очень скверно ведут себя ноги (я рефлекторно снимаю всю нагрузку с левой, отчего у меня уже выходит из строя правая - до "не могу спать от…

  • И о погоде

    На улице +6 - а ты открываешь окно настежь, чтобы покрасить его решетку с обратной стороны. Ибо иначе это отложится на эН лет вперед. Эпическая фраза…

  • Запутаться в двух птичках...

    Ничто не предвещало... просто у меня в главе "Почему сказки и былины - не мифы?" висел недописанным абзац про Сирина и Алконоста. Я пошла его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Паровозики и не только

    У меня тут очень скверно ведут себя ноги (я рефлекторно снимаю всю нагрузку с левой, отчего у меня уже выходит из строя правая - до "не могу спать от…

  • И о погоде

    На улице +6 - а ты открываешь окно настежь, чтобы покрасить его решетку с обратной стороны. Ибо иначе это отложится на эН лет вперед. Эпическая фраза…

  • Запутаться в двух птичках...

    Ничто не предвещало... просто у меня в главе "Почему сказки и былины - не мифы?" висел недописанным абзац про Сирина и Алконоста. Я пошла его…