?

Log in

No account? Create an account

[icon] Корнейчук. "Фронт" - Университетский лектор - это среднее арифметическое между актером и ученым
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Website ("Миф.Ру": мифология, литература, искусство).

Tags:,
Security:
Subject:Корнейчук. "Фронт"
Time:02:49 am
Я тут по своим дунаданским делам кручу диск фильмов Крючкова... так вот, от этих фильмов мне уже не до дунаданов.

Фильм 1943 года. Я напишу это капсом, чтобы все осознали: СОРОК ТРЕТЬЕГО. Не 93-го. Не 2003-го. Это было снято ТОГДА. И судя по старым афишам в фойе разных театров, шло по сценам, вытесняя Чехова и Горького.
Фильм снят Братьями-Васильевыми. Для молодежи поясню, что их "Чапаев" - одна из вершин мирового кино, безотносительно к. Играют Бабочкин, Крючков и другие замечательные актеры. Поэтому после фильма чувствуешь себя как после ста грамм спирта.
Данный пост является заменителем закуси и хоть каким-то способом придти в себя.

Сюжет. Есть командующий фронтом, герой Гражданской, слегка застрявший в том времени. Что такое танки и зачем нужна радиосвязь - понимает смутно. У него есть... э-ээ, наверное, секретарь. Выглядит типичным лакеем из Гоголя/Островского, тока в советском мундире и без банекбард. (Актер, наверняка, этих лакеев переиграл тоннами и без привычного грима чувствует свое лицо голым).
Уже неплохо, ага?
У Командующего (нафиг фамилии, пойдем по амплуа) есть сын (далее - Сын). Гвардии лейтенант, играет его Крючков. У него после очередного боя осталось двенадцать гвардейцев, он их (и они сами себя) многократно именуют... апостолы. Вот так.
Дату фильма напомнить?
Угу.
Продолжаем.
На Новый год они себе на елку вешают бумажного красноармейца с ангельскими крыльями. Крылья потом, правда, снимают.
Есть Командарм. Играет его Бабочкин. Получает приказ занять серьезно укрепленный город. Из-за ошибок Командующего оказывается, что наши почти окружены, наши танки - почти отрезаны, но и фашисты почти все войска из города вывели, так что город почти пуст. Бабочкин решает сыграть на этих трех "почти", а изображать яростно отбивающуюся армию оставляет... нетрудно догадаться - Сына и апостолов.
Угу.
Перевели дыхание.
У меня те же ассоциации.
Сорок третий, да.
Это называется СОЦРЕАЛИЗМ. Соцреализм называется ЭТО.
Мы тут все такие тонкие знатоки логики сюжета, что все щас хором скажем, что прикрытие поляжет всё, а Командарм займет город. Это да. Но есть детали.
Они действительно гибнут все, включая командира батареи, который подает команды свистом (однако!), и медсестру, которая сначала болтает о любовных делах, отмахиваясь от фашистских танков, которые "еще далеко", а потом идет сама с гранатами под танк, потому что спасать из боя уже некого, а фашисты всё еще идут.
И вторая деталь. У командарма-Бабочкина есть друг, кавалерийский корпус. Его Бабочкин держит в резерве до упора. Комкор орет в телефон, что надо наступать, потому что лошади давно не ели и потом атака на голодных лошадях... ну, мы все тут Македонские, ясно. И Командарм спрашивает:
- Хлеб есть?
Тот в недоумении: ну да, есть.
- Приказываю кормить лошадей хлебом.
Солдаты поймут, лошади - нет.
В итоге наши недобитые танки идут с марша в бой, кавалерия ура!.. враг разбит.
Да, и еще. По радиосвязи Сын успевает сообщить отцу "умираю, но не отступаю". Тот получает радиграмму в каком-то блиндаже, и когда понятно, что Командующий от такой новости сейчас рухнет, лакей успевает подставить ему стул. Практически рефлекторным движением.
Может, и мелочь, но меня вынесло.
Крупный план Крючкова, когда Сын идет с последними гранатами под танк...
...ну, Братья-Васильевы, Крючков. Да. Эти умеют брать за душу.
Финальный акт.
Командующий между горем и яростью, на тех, кто осуждает его (там есть еще персонажи), - срочно строчат доносы (да, да! соцреализм такой), сам он негодует, что Бабочкин действует без приказа и всё такое. Опять же в пересказе совершенно очевидна развязка, пардон за слово, конфликта... в фильме она очевидна меньше, потому что забываешь, в каком году снята эта ярая антисоветчина и уже не знаешь, съест от горя и мести Командующий Бабочкина - или подавится.
Но пересказ лишает сюжет этого напряжения: приходит приказ лично от Сталина снять Командующего, назначить на его место... угадайте с трех раз. И отвратительно-морализаторский крупный план нач.штаба о плохих старых командирах, которые не понимают войны сегодняшнего дня.
Товарищ Сталин в роли deus ex machina. Привет Еврипиду от большевиков.
Две минуты неудачных кадров на двухчасовой фильм. Простительно?
Но, честно говоря, это моралитэ режет глаз в пересказе, а в фильме/пьесе всё иначе. Да, Сталин. Да, Деус Экс. Но это ж не "порок наказан, добродетель торжествует", это - не отправлены на бойню сотни тысяч наших солдат. И поскольку до конца не знаешь, уберут этого старого хрена с командования фронтом или нет, то явление-приказа-Сталина-народу воспринимается как искренняя радость за то, что не будет сотен тысяч напрасных смертей.
Да, замечу, ни одного портрета Сталина в фильме. Ленин есть, шинель Дзержинского мелькнула в раме. Сталина нет. Культ???

Ну вот вам и сюжет.
Что-то надо сказать в финале?
Попробую связать пару слов.
Что - пока в людях жила Вера - вера в Победу, вера в свою Страну, вера в Вождя (я антисталинист, но речь щас не о вожде, а о вере) - они не боялись правды. И в наше сегодняшнее серенькое и трусливенькое время ВОТ ЭТО стоит смотреть, чтобы немножко научиться у них тому же самому - не бояться.
Потому что фашистские танки не так страшны, как кляуза в партком.
Танков нет. Парткомов нет. Кляузы остались.
Бояться не надо.

...и торрент вам в помощь ;)
Мысли по поводу: можно сказать что-нить хорошее Previous Entry Share Next Entry


volgota
Link:(Link)
Time:2011-07-19 11:21 pm (UTC)
Кстати это и немцы в небольшой переделке (убрав товарища Сталина) ставили в фронтовых театрах. Потому что да, хорошо написано. Часть пьесы писал сам Сталин (в том числе все слова, приписываемые там Сталину, он сам и вписывал в пьесу).
(Reply) (Thread)


alwdis
Link:(Link)
Time:2011-07-19 11:35 pm (UTC)
Да, мне уж принесли цитату из Вики про это.
Немцы крутили потому, что антисоветчина жуткая. А Сталин в моем мнении за эту вещь заработал плюс в карму.
(Reply) (Parent) (Thread)


kachichu
Link:(Link)
Time:2011-07-20 12:35 am (UTC)
люблю Крючкова, но Фронт прошел мимо меня. Надо найти и посмотреть.
Очень интересно про правки Сталина.
(Reply) (Thread)


tarkhil
Link:(Link)
Time:2011-07-20 04:32 am (UTC)
Ага, посмотрел и весьма впечатлился.
(Reply) (Thread)


gondolinde
Link:(Link)
Time:2011-07-20 06:06 am (UTC)
Ох, никогда я это время не пойму...
(Reply) (Thread)


alwdis
Link:(Link)
Time:2011-07-20 08:12 am (UTC)
Чего именно?
(Reply) (Parent) (Thread)


gondolinde
Link:(Link)
Time:2011-07-20 08:15 am (UTC)
Вилки между тем, что про него говорят, и тем, что было на самом деле.
(Reply) (Parent) (Thread)


infanta_el
Link:(Link)
Time:2011-07-20 10:19 am (UTC)
Так как раз в 43-ем атеизм и был ослаблен. В августе серьезная встреча Сталина с Сергием состоялась, насколько мне известно.

Фильм сильный, спора нет.
(Reply) (Thread)


alwdis
Link:(Link)
Time:2011-07-20 11:07 am (UTC)
Подробности я не знаю, но значительное открытие церквей после 43-го - да, факт.
(Reply) (Parent) (Thread)


_m_u_
Link:(Link)
Time:2011-10-13 05:32 am (UTC)
Удивительно, как ТАКОЕ на экран пропустили.
(Reply) (Thread)

[icon] Корнейчук. "Фронт" - Университетский лектор - это среднее арифметическое между актером и ученым
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Website ("Миф.Ру": мифология, литература, искусство).