Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Category:

Будни. Просто трудовые будни.

Маргарита сказала, что, судя по весу, эта коробочка - из чистого золота.
Коробочка, которую я держала в руке, была из золота. Тяжелая, как и положено. Только это едва ли что-то добавляло к ее ценности.
Японцы - народ сумасшедший. У нормальных людей золотая вещь ценится во-первых, во-вторых и в-третьих - металлом. Сиречь золотом. И тоооолько потом - работой, в нее вложенной. У японцев мне не доводилось видеть ни единого кусочка золота, ценного самого по себе. Если вещь прекрасна, если она совершенна, изыскана, роскошна, утонченна (нужное подчеркнуть, недостающее вписать), - короче, если она "ах!", то ее отделают золотом. И оно ни йены не прибавит к стоимости - ибо цена работы будет высока сама по себе.
Вещи, которые мне довелось взять в руки сегодня, были бесценны. Некоторые были с позолотой. Некоторые - из золота. Некоторые без этого металла вполне обходились. Неважно.
Мелочи жизни.
Черепаховые гребни, отделанные перламутром. Ножи для бумаги - из слоновой кости, с изысканной инкрустацией. Рукояти для... нет, не мечей. Для зонтов. Нужна, знаете ли, зонтику красивая ручка. И ее делают - из всё того же бивня слона. Резного. И тонкость этой резьбы сводит с ума.
Красота, создать которую - выше человеческих сил. Во всяком случае, выше того, что мы понимаем под "человеческими силами". Совершенство, при виде которого хочется плакать. Не от огорчения, конечно же, - от восторга.
...знаете, как делается "золотая нить"? Берется нитка шелка - сейчас тонкая, лет сорок назад толстая, а века полтора назад - тончайшая. Потом берется бумага. Полосочка такая тонкая, что слов нет. И вот эту бумагу покрывают золотом. А потом ею обертывают ниточку. Всё просто.
Только у меня волос толще, чем сто лет назад была эта ниточка в бумажке.

Княжну поставили на манекене. Наверное, следовало написать "повесили", но нет - именно поставили. Манекен ей сделали специально, под тот крохотный рост, который был у нее - девушки из самурайского рода Андо, чья свадебная накидка поражает до сих пор роскошной сдержанностью. Вы мне скажете, что вещь или сдержанна, или роскошна... а я напомню историю по Сен Рикю, который уничтожил все цветы в своем саду, чтобы всемогущий Хидэёси ощутил величие единственного. Так и Княжна. Ей не нужно много вышивки. Только моны и чуть намек на пейзажи на подоле. И тонкость работы сводит с ума.
В окружении привычных ей богатых интерьеров Княжна словно ожила. Невозможно поверить, что под этим кимоно - обычный манекен, без дополнительных каркасов для рукавов и прочего. Но рукава раскинуты, словно в них вновь, спустя полтора века, - теплые руки; на спине ткань бугрится, будто внутри снова - пышный бант оби, и вся фигура кажется почти движущейся. Когда я была девочкой, я читала сказку про платье, которое танцевало само по себе. Княжна не танцует, да. Не княжеское это дело - танцевать. А в остальном...

Есть в Японии такой обычай, то ли жуткий, то ли благословенный. Да нет, я не про самоубийства. Я про... вот ведь не знаешь, как сказать: то ли про убийство, то ли про новую жизнь. Словом, лет сто назад брали старые кимоно (сиречь еще на сто лет старше), отрезали от него всё лишнее, сиречь потрепанное, а из лучших кусочков делали ширму. Две доски, а на них картина: дескать, висит на вешалке старинное косоде. Только вот и фон, и вешалка, и косоде - всё это из шелка. Утилизация немодных шмоток, так сказать. Создание нового шедевра из лоскутов старого.
Что лучше: отжившее свой век косоде - или ширма, по сей день чарующая нас его образом? Кимоно было уничтожено, чтобы его образ дожил до нас.
Дайте валерьянку...
Мне довелось держать в руках целую книгу с фотографиями подобных ширм. Тут она стоит одна. И, пользуясь правом участника выставки, можно подойти к ней и потрогать.
Тончайшая ткань двухсотлетнего косоде. А под мышкой - неприметный аккуратнейший шов. Разрыв зашит. И собрано косоде в роли самого себя - из нескольких кусков. Не дожило в естественном виде.
"Давайте, ну давайте перекинем!" - говорит мне один из организаторов выставки, подставляя вешалку под молоденькую свадебную накидку. Тридцать лет для кимоно - это разве возраст? это так, детский сад. "Не получится! - пессимистично заявляю в ответ. - Не может современное учикаке висеть как косоде на картине!" Но всё же пробуем. И - складка за складкой - юная кимоношка вторит линиям патриарха. Неужели они действительно смогли стать парой? Я не верю своим глазам.
А рядом - два наших оби. Подставки для них - словно пюпитры для нот. И правильно: это и есть музыка.
Музыка красоты.


Вы заслушали репортаж папарацци с монтажа новой экспозиции зала "Дворцовые интерьеры" выставки "Самураи: Art of War". Экспозиция бу открыта с послезавтра, 17 марта. Завтра (эээ, уже сегодня) нас ждут еще три выгородки. Учитывая, что за ВЕСЬ сегодняшний день мы смонтировали примерно 30 квадратных метров, завтра будет интеееееересно ;)
Tags: kimono, Жисть, кимоношности
Subscribe

  • ХКА

    ЖЖ мне напомнил, что ровно 9 лет назад я написала очень-очень грустный пост про то, как "Холодные камни Арнора" безнадежно стоит, никаких перспектив,…

  • Бомба-дил и другие

    Итак, мы записали еще три главы "Некоронованного" - "У Тома Бомбадила", "Струны на арфе мира" и "Гномья охота". То ли у меня прорезались басы, то ли…

  • Мое интервью "Независимой газете"

    Вышло мое большое интервью "Независимой газете" - "Профессор по Толкину". Кому оно нужно на сувенир - завтра ищите в киосках :) И мы поищем :)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment