Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Categories:

Скромность = роскошь

Большое обновление томесоде эпохи Мейдзи. Вещи очень стоящие - и на удивление дешевы. Впрочем, атрибутированы они все мною, а не японцами. Знали б японцы, ЧТО это, - взвинтили бы цены.
Каждое кимоно по-своему прекрасно и неповторимо, поэтому я сейчас буду подробно обо всем рассказывать... и заодно думать, какое ж всё-таки я хочу купить в коллекцию?! Я жеж хочу четыре-пять, а могу только одно. Советы принимаются.
Ну-с, начнем.
Классические томесоде Мейдзи - это кимоно, у которого рисунок скромненько располагается по самым уголочкам обеих пол с обеих же сторон. Очень-очень низко. И площадь рисунка - минимальна. Как правило, рисунок повторяется на изнанке; иногда с некоторыми вариациями. Позже, в Тайсё (1912-1926), рисунок у томесоде поползет вверх и в сжатые сроки ударными темпами дойдет аж до талии, где с сожалением остановится. Но в Тайсё всё и вся будет напоказ, рисунок до пупа снизу, рукав до пупа сверху (гм, это если кимоно на вешалке, то рукав - до пупа, а уж если оно надето, то "короткий" рукав Тайсё будет длиннее "длинного" Мейдзи).
Вот вам два кимоно для сравнения. Слева - типичая, извиняюсь за выражение, тайсёвина. Справа - фактически эталон изысканного изящества Мейдзи.

Почувствуйте разницу. И заодно посмотрите на вышивку у Мейдзи - особый вид узла, объемные стежки, совершенно крохотного размера.
За что я безумно люблю такие кимоно - за их запредельную интровертность. Рисунок, который едва виден (то есть видна его 1\4, только левая пола с лица! правая пола и обе изнанки - всё это внутри!). Тончайшая вышивка, которая не видна вообще - без лупы. Красота, которую создавали просто - для себя.
...я бы не задумываясь купила это кимоно нам в коллекцию, будь оно ОДНО. А там рядом еще...

Прошу любить и жаловать, тоже классика. Но рисунок изящнее, вышивка не хуже, а "светящиеся" горы - это вообще моя давняя мечта, эх. Так какое из двух брать?!
Справа - томесоде из летнего шелка ро (видите, какой он "полосатый"? - это ажурное плетение нитей). И цапли летятЬ. Очаровашки.


Два классических кимоно с крышесносым моном: смотрите, пятилепестковй цветок выложен их ЖУРАВЛЕЙ!


О следующем кимоно я бу рассказывать, как умный студент - он если чего не знает, то говорит о том, что знает хорошо, и пудрит мОзги преподу. Дык вот, это кимоно с изображением магатама. Видите, в рисунке такие махонькие как бы запятушки? Это они и есть. Традиционно в Японии в форме запятушки шлифовали нефрит и подобные ему камушки, и такая каменная капелька - магатама - была большой драгоценностью. Сама богиня Аматерасу носила ожерелье из магатама!

(мысленно: *Ну вот, они заслушались и не спросят, что за узорные блюдца там. А в комменты придет Зайца Ушастая и мне подскажет!*)

Следующее томесоде - для маньяков. Если я вам покажу его общий вид, вы решите, что там вообще нет рисунка. Поэтому я покажу супер-макро:

Слива и сосновые иглы - атрибуты зимы.

И еще одно "маньячное" - иро-томесоде, сиречь цветное.
Масенькие веера, сделанные в ручной (дииииикой!) технике шибори, когда каждый белый ромб - это уголок ткани, перетянутый ниткой и зашитый; такими перетянутыми ромбами вложен узор - а потом ткань окрашивается. Потом, как вы видите, вышивается. Да еще и сама ткань имеет рисунок.
Смотрите общий вид кимоно и оценивайте тонкость работы!


Сравнительно редко в это время рисунок на правой и левой поле так вытягивался в длину, что соединялся на спине. И тем более редко превращался в просто полосу узора по всей ширине кимоно. В этом смысле особенно ценно левое - это превосходный пример того, откуда взялась традиция ленты узора на томеоде 1970-х годов. Только в 70-ые эта лента прагматична (где узор не виден - там его и нет), а в Мейдзи - никакой прагматики. В Тайсё такая лента узора "оторвется" от подола, поднимется выше. А здесь, видите, она еще "привязана" силуэтами гор к углам кимоно. (Купить? - Не купить? - На какие шиши? - Купить? - Не ку...)


Этот сеанс бурного слюноотделения завершает кимоно, которое, признаться, меня поставило в тупик. По расположению узора - вроде нормальный Мейдзи, но - серебрение? Да и цвета... Крупное фото рисунка подозрительно смахивает на гораздо, гораздо более позднюю вещь! Ччерт, ну не покупать же его только затем, чтобы подержать ткань в руках и датировать, как приличные люди, - по материалу, а не по стилистике!

И, кстати, его эстетика уже вполне понятна неподготовленному, а не только утомленному нарзаном Тайсё. Очень, очень странная зверушка...

Если кто надумает брать - не обращайте внимания на мои вопли "хочу, хочу!" Пусть лучше кимоно возьмут ценители, осознающие значимость этой старой тряпочки, чем не пойми хто, которым даже датировка не известна.
На сегодня фсё ;-)
Tags: kimono
Subscribe

  • ХКА

    ЖЖ мне напомнил, что ровно 9 лет назад я написала очень-очень грустный пост про то, как "Холодные камни Арнора" безнадежно стоит, никаких перспектив,…

  • Бомба-дил и другие

    Итак, мы записали еще три главы "Некоронованного" - "У Тома Бомбадила", "Струны на арфе мира" и "Гномья охота". То ли у меня прорезались басы, то ли…

  • Творчество, грите...

    Мрзд объявило День Средиземья. Тиннэ принесла запоздалый эпиграф к "Волчьим тропам": Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • ХКА

    ЖЖ мне напомнил, что ровно 9 лет назад я написала очень-очень грустный пост про то, как "Холодные камни Арнора" безнадежно стоит, никаких перспектив,…

  • Бомба-дил и другие

    Итак, мы записали еще три главы "Некоронованного" - "У Тома Бомбадила", "Струны на арфе мира" и "Гномья охота". То ли у меня прорезались басы, то ли…

  • Творчество, грите...

    Мрзд объявило День Средиземья. Тиннэ принесла запоздалый эпиграф к "Волчьим тропам": Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не…