Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Categories:

Фильм "Ленинградская симфония"

Вот, извините, будет пост невовремя. У нас как-то вспоминать о войне уже стали исключительно в окрестностях 9 мая, отчего рассуждения на военную тему в другое время смотрятся неуместно, как поздравление с Новым Годом в августе.
Но есть некоторые ненормальные, которые, без привязки к дате, крутят дома диски со старыми военными фильмами.
К слову, о дисках.
Диск "Николай Крючков" был, разумеется, пиратским. И качество у него - вполне пиратское. Только вот из дюжины фильмов, на него записанных, я раньше смотрела - два. Хотя я люблю старое кино и собираю его.
То есть в кондово-советское время, когда в нас паРТриотизм вбивали в том числе и с экранов телевизоров, эти фильмы - не показывали. А сейчас, во время вроде безнравственное и безыдейное, пираты (т.е. самые беспринципные люди, которым лишь бы нажиться) - сейчас они не просто валят на дешевые "10 фильмов на одном диске" всю мировую классику, но и дают нам возможность увидеть то лучшее, что было и в советском кино, и - шире - в той культуре, отражением которой кино было.
В такое вот сумасшедшее время мы живем.
Ну, хватит предисловий. К фильму.
Знаете, я считаю, что все художественные фильмы о войне были сняты до шестидесятых. Потому что потом - да, были хорошие фильмы, были и отличные, но... это уже "мысли по поводу". В поздних фильмах - продуманные сюжеты, а в старых сюжет наивен до неприличия, в поздних - качество съемки, а в старых сразу видно - тут макет и там задник нарисован, но, но, но. Но я буду утверждать, что только в старых фильмах есть правда о войне. Она не в сюжете и не в декорациях, она - в духе того времени. Снимали и играли люди, прошедшие через войну.
Так вот, "Ленинградская симфония" - это один из самых правдивых фильмов о войне, который мне довелось видеть. Тут неважно, _что_ говорят герои. Важно - _как_ они говорят. И когда звучит вторая часть симфонии Шостаковича, то идут кадры хроники - и они так органично встают в фильм, что несколько минут думаешь: это игровое или уже документальное?

Фактография. Что мы, обычные люди, не особо озабоченные Великой Отечественной, знаем о Ленинградской симфонии? Что исполняли в блокадном Ленинграде. Что мемориальная доска висит на филармонии. Ну и всё. И даже слушая ее (я, например, некоторые тексты в "После Пламени" писала исключительно под первую часть) - мы дальше от _того_ исполнения, чем декабристы от народа.
Ну а здесь нам очень простыми, скупыми средствами объяснили, КАК это было.
Как самолетом доставили партитуру в блокадный Ленинград.
Как снимали музыкантов с фронта - потому что за блокадную зиму музыкантов почти не осталось в городе.
"Музыкант такой-то быть отправлен в филармонию не может. - Почему? Приказ! - Погиб в разведке".
На гребной шлюпке из осажденной Шлиссельбургской крепости отправляется Первая Скрипка... это, конечно, вряд ли правда, но уже неважно, потому что действительно - победа добывается не только залпами орудий.
И в какой-то момент за историей собирания буквально по кусочкам оркестра и инструментов встает огромная картина борющегося Ленинграда. И это невозможно смотреть без слез.
И когда героиня читает стихи Тихонова "Киров с нами", то слезы действительно душат. То есть да - советская мифология чистой воды, то есть да - не шедевр мировой поэзии, но - это неважно, потому что есть нечто большее, чем все курсы поэтики и прочих умных наук, потому что это задает масштаб в жизни, объясняя, что на самом деле ужасное и что - великое.
Может быть, затем и стоит смотреть такие фильмы.
После них действительно испытываешь душевное очищение, тот самый катарсис, о котором еще древние греки рассуждали.
...фильмы про грязь войны сейчас снимают в изобилии. Но едва ли сейчас способны снять фильм про подвиг. Потому что подвиг измеряется не числом убитых врагов. Потому что подвиг ведет человека вверх - и этим он отличается от банального убийства.
И еще - о масштабе. Одна из героинь, пожилая дама, даже сквозь блокаду сохраняющее достоинство в одежде, приходит к дирижеру за день до выступления - выяснить, в чем он будет на концерте. И с укоризной, едва ни с сарказмом отмечает качество его рубашки. После чего достает из сумки три картофелины (ее первый урожай со своего огорода), требует терку и говорит, что сейчас приготовит крахмал, дабы довести его рубашку до совершенства.
Это надо комментировать? Я на всякий случай... К весне 1942 года вся земля в Ленинграде была превращена в огороды, ибо. А голод всё равно оставался голодом. Так вот, в наше сытое время не понять, что ради безупречной рубашки на дирижере можно поступиться куском. Даже куском голодающего. Потому что это исполнение симфонии - действительно Предстояние перед Высшим, и никакие религии тут уже тоже неважны. А предстоящий должен быть облачен безупречно.
Уж извините за пафос.
Мы, конечно, сразу после фильма побежали в Википедию выяснять, что в фильме правда и насколько. Фамилия дирижера "Добросельский" - ясно, что вымышлена. Оказалось, что звали его на самом деле Карл Элиасберг... и, конечно, в совеЦкий фильм с немецкой фамилией не берут. Но при этом грим сделали максимально похожим на реального человека. Хоть на том спасибо.
А вот чего в Википедии нет, так это объяснения даты концерта - 9 августа. В фильме говорится (и я склонна верить), что Гитлер обещал 9 августа Ленинград взять. И именно поэтому было так важно, чтобы непокоренный город изо всех репродукторов ответил.
В фильме прямо во время концерта какой-то высокий командир говорит, что фашисты знают и попытаются сорвать исполнение симфонии. И отдает приказ "Огонь изо всех орудий". Это, конечно, киноляп. Приказ, конечно, был отдан заранее. И (тут я склонна верить Вики) наши всё время исполнения симфонии подавляли фашистов огнем.
В той же Вики написано, что по воспоминаниям немцев, они, услышав эту музыку (а репродукторы старались вовсю!), впервые поняли, что проиграют войну.
Верю.
...в этом фильме, конечно, герои, раненые в спину, картинно падают - а на спине у них нет ни пятнышка, хоть отдаленно смахивающего на смертельное ранение. Разумеется. Только после просмотра всё, что ты еще днем именовал "проблемой", "трагедией" и "катастрофой", обретает закономерное название "мелочи жизни", с которыми, на самом деле, легко справиться.
А в ушах грохочет музыка Шостаковича.
Tags: Кино, Размышлизмы
Subscribe

  • Маэстро урезал марш ;)))

    Ой, где сегодня были мы, где мы были! Если бы мне сказали, что "Имперский марш" (да-да, тот самый!) может звучать в соборе, я б не поверила. Как нам…

  • Прокопались!

    Если человек говорит "Я когда-нибудь разберу выход на балкон" - это совершенно не означает, что он "откладывает жизнь на потом", как пишут нынче в…

  • Про врачей и лихачей

    Сходила к двум врачам. Первый - хирург. Вторая - мой невролог, благодаря которой я тут бешено читаю лекции, а не дохну в клинической апатии на горе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Маэстро урезал марш ;)))

    Ой, где сегодня были мы, где мы были! Если бы мне сказали, что "Имперский марш" (да-да, тот самый!) может звучать в соборе, я б не поверила. Как нам…

  • Прокопались!

    Если человек говорит "Я когда-нибудь разберу выход на балкон" - это совершенно не означает, что он "откладывает жизнь на потом", как пишут нынче в…

  • Про врачей и лихачей

    Сходила к двум врачам. Первый - хирург. Вторая - мой невролог, благодаря которой я тут бешено читаю лекции, а не дохну в клинической апатии на горе…