Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

Category:

Приключения в поисках "Острова сокровищ"

Мое знакомство с "Островом сокровищ" произошло странно и, думаю, всё же не очень типично для моего поколения. Мне было 20 лет с копейками, я приехала на Западную Украину в фольклорную экпедицию и там, в масюсеньком городке, названия которого уже не вспомню, давали сию фильму.
Для молодежи, наверное, стоит объяснить, почему же я не прочла раньше книгу.
Дело в том, что в наше светлое советское детство книги ДОСТАВАЛИ. Не, не с полки. И даж не с магазинной полки. И даж не с библиотечной. А у знакомых (или у знакомых наших знакомых) одалживали на какое-то время. Ибо чудесной особенностью советской жизни был принцип: чем больше народа ХОЧЕТ прочесть книгу, тем меньше ее тираж. Ясен пень, самые читамые книги имели нулевой тираж... но это уже другая история.
Короче, мои папа и мама мне в детстве ОС не достали, потом было не до него, и приобщение к сему столпу мировой культуры у меня состоялось в пустой украинской киношке (не помню, был ли на том сеансе хоть десяток человек). Не помню потому, что фильм мне до сих пор не забыть.
ОН меня потряс - тем, насколько просто и жизненно разворачивался сюжет. Антураж-костюмы-корабль - всё на месте, но при этом нет "ненастоящести" приключенческих фильмов. На 20 лет вперед у меня комом в горле встала сцена, когда ДЖим залезает от Хэндса на мачту, взводит курки пистолетов и говорит: "Ну, пожалуйста, не надо, мистер Хэндс. Ведь мне придется убить вас! Пожалуйста, не надо".
Кстати, этой фразы нет в книге.
Словом, я шла тогда в киношку на пиратские приключения - а попала на РЕАЛИЗМ в высшем смысле.

Но что это был за фильм?
Кто снял? Когда? Как посмотреть еще раз?!

Потом, канэшна, был наш великий и могучий мультик. (Или я его всё же посмотрела ДО фильма?.. не помню. По ощущениям - потом). "Саблю-дает дня режим ДЖим!!" и так далее. Еще до видика я его записывала на магнитофон, все песни наизусть и практически весь текст - тож. Когда я писал диплом и тому подобное, то, чтобы заглушить грохот пишущей машинки (знаете ли, ДО персональных компов были такие агрегаты), я ставила эту кассету и под сию "Саблю-дает" стучала разные научности.
И вот только потом я купила и прочла книгу. Это были уже 90-ые, время офигительного книжного бума, когда нехорошие коммерсанты стали тоннами издавать то, что народ хотел читать. ПРичем эти тонны сметались с прилавков со скоростью горной лавины.
Так вот, книгу я прочла поздно.
И не в возрасте дело. Я знала наизусть мультик - а он от текста книги почти не отступает (вставки не в счет, есснно). И читать то, что у меня в голове поет голосом Джигарханяна - не, никак.
И осталась я в разочаровании - и надежде увидеть ТОТ фильм.

Тогда я еще смотрела телевизор - и заприметив парус на горизонте "ОС" в программе я бросала все дела и садилась смотреть.
Так я сподобилась узреть фильм 37-го года.
СМотрели? На всякий случай пересказываю сюжет.
"В одном из графств Ирландии вспыхнуло восстание"... и паааехали. Хто восстал, против кого (ясен пень, против угнетателей, но хоть примерно - хто такие?!) - всёс это совеЦкому школьнику в 37-м году не нужно. Ну и дальше повстанцы случайно получают карту - в "Бенбоу" у них конспиративная квартира, Бонс туды заявляется случайно, отчего квартира превращается в просто пиративную ;-)
Короче, "юнга Джим" - это юная патриотка ДЖенни, заодно влюбленная в Ливси; а сокровища им нужны не абы зачем, а на святое дело какое-то там борьбы. ИРА, блин.
Словом, современному человеку, чтобы выдержать ТАКОЙ сюжет, нужны или железные нервы, или бооооольшая любовь к соЦреализЬму.
Но при всем том я рискну утверждать, что фильм роскошен! Осип Абдулов - Сильвер. Лучший СИльвер изо всех. Музыка БОгословского - на хлеб вместо масла и колбасы класть! Тексты песен!
"Паа морям и океанам
Злая нас ведет
Звезда!
Ходим мы по разным страаанам
И нигде не вьем
Гнезда!
Приятели, смелее разворачивай парус!
Йо-хохо, веселись как черт!
Одни убиты пулями, других убила старость -
Йо-хохо, всё равно за борт!"
Потом доцитирую ;-)
Короче говоря, этот фильм надо оценивать по его мерке. Как и мультик, кста! Вне связи с книгой.
Я вернулась к этому фильму пару лет назад. Уже на ДВД. Утро, надо собираться на лекции - а голова никакая. И вот вместе с кофе врубаешь:
"Море, подбирай обломки -
Мертвых похоронит мрак!
Скроют от людей потемки
Подвиги морских бродяг!
Проклянут не раз потооомки
Черный наш пиратский флаг.
Йо-хохо!"
И после это голова - ясная, сознание бодрое, настроение - отличное и ты готов идти делать что-то светлое, умное и доброе :-)

Но это сейчас. А тогда я все бороздила телепрограммы в поисках ТОГО фильма.
И однажды вечером приятная дикторша сообщила нам, что щас покажут "ОС", тока детям до 13-ти его смотреть не. Мы всей семьей крякнули, но поскольку нам было определенно больше 13-ти, то решили посмотреть.
Большей галиматьи я в своей жизни не видела! Щас при помощи Вики я, кажется, вычислила эту хрень прославленного режиссера. Начинается всё с того, что ДЖим смотрит телевизор про боевиков, а кончается (кажется) тем, что ДЖима убивают. Но я не уверена точно, потому что этот фильм слишком гениален для меня, и там ты никогда толком не понимаешь, а чё происходит-то?
Поток сознания в чистом виде. ПостмодернизЬм.

Спустя еще сколько-то лет в безбрежной глади телепрограммы показался трехмачтовый, то ись трехсерийный фильм. С Олегом Борисовым в роли Сильвера.
Ну, из Борисова Сильвер - как из меня Анна Павлова, но дело не в этом. Фильм с точностью, угрожающе близкой к 100%, воспроизводит текст Стивенсона. Но при этом киноКАРТИНЫ нет. Есть ходячая иллюстрация к книге, затянутая до зевоты. Опять-таки, я сейчас посмотрела по Вики - там пишут, что фильм трижды подвергали цензуре на предмет всяких жестокостей. В смысле, натурализЬм.
Жестокостей не помню. Но натурализм тяготит до сих пор, хоть я и смотрела сию трехсерийность -дцать лет назад. Натурализм - он не только в кровищщщщщще. Он - в отстутствии художественного обобщения. То, чего в избытке было в 30-ые и что благополучно изжил позднесовеЦкий кинематограф.

Позже у меня уже завелся видеомагнитофон, и я, в очередной раз... ну, вы уже догалались. Да, и снова не тот. Возможно, этот. А мож и не он. Короче, иностранный, грамотный, без наворотов, без ляпов, всё на месте... и абсолютно никакой. ПРидраться не к чему. Похвалить не за что. Ни кадра не помню.
Я тогда с досады его всё же записала - раз уж нет ТОГО, то пусть хоть какой в домашней коллекции бу.
Не пересматривала за 10 лет ни разу.

И вот сейчас, купив у сухопутно-ДВДшных пиратов диск сборной солянки и обнаружив там "ОС" с Борисом Андреевым в роли СИльвера, я сказала себе: "Ну вот, еще один фильм когда-то сняли. Ну, наверное, неплохой - в плохом Борис АНдреев играть не бу".
И это оказался ОН.
Спустя 20 лет он переворачивает душу так же.
ТОлько щас я с жадностью смотрела субтитры. И - кроме Андреева никого знакомых! Эстонские, литовские и прочие прибалтийские фамилии. И такой гигант, такой актерище среди них - наравных. Это, конечно, и они молодцы (непрославленный не значит посредственный!), но и он-то каков! Органично вписаться в ансамбль. Тогда ему было 66 лет, и роль СИльвера ему подходила еще и по сценографии: всё-таки в основном он играл _сидя_.

И под конец позвольте немношка порассуждать. Я недолго, чес-честно!
Во-первых, идею поиска сокровищ как самоцель русский режиссер (гм, и зритель?) принять не может. Нужны или повстанцы, или это всё повод для шутки и каламбуров, или как в НЕМ, сокровища оказываются ничего не стоящими по сравнению с гибелью людей из-за них. И неважно, что погибшие пираты явно заслуживают смерти... А вот западный фильм - там всё просто: плыли за кладом - добыли клад. Приключенцы.
Во-вторых, очень показательна эволюция наших фильмов.
37 год - есснна, главное - повстанцы, и пофиг, против кого они восстают. Подняли бунт - значит, маладцы!
71 год (Андреевский) - в соЦоптимизм уже никто не верит, хочется правды жизни. Но еще живы мастера, умеющие создавать... знаете, есть штука такая, в учебниках пишут про нее: художественный образ. Эта такя фигня, которая как бы и не совсем правда, но убедительнее правды - и при том не ложь.
Через 10 лет эти хитрости забыты, 82 год, "трехмачтовый". Всё в фильме есть, сюжет книги до эпизодика воссоздан, актерский состав шикарный... главного нет.
И всё. И больше по собственно СТивенсону сказать никто ничего не может. И остается только снимать двухсерийное произведение на тему: "Мое прочтение Стивенсона".
85 год - фильм Рауля Руиса (бредятина который).
88 год - наш мультик.
Что характерно, оба построены на смещении реальностей, на активном привнесении элементов сегодняшней жизни (что аэробика в игровой части мультика, что пушка, превращаемая в пулемет-автомат в рисованой части), оба построены на введении дополнительных героев (игровая часть у нас, "старый капитан" у Руиса), в обоих наиболее удачные моменты - не стивенсоновские, а авторские (ну, есснна, если считать, что у Руиса есть удачи...).
Словом, Стивенсона всерьез воспринимать уже не могём, да здравствует постмодерн. А если и пытаемся делать классически, то и получается хороший фильм, но никакой (предположительно, 90-ый год).
КАкова история кинематографа в рамках одного, отдельно взятого острова ;-)
Tags: Кино, Размышлизмы
Subscribe

  • Прокопались!

    Если человек говорит "Я когда-нибудь разберу выход на балкон" - это совершенно не означает, что он "откладывает жизнь на потом", как пишут нынче в…

  • Про врачей и лихачей

    Сходила к двум врачам. Первый - хирург. Вторая - мой невролог, благодаря которой я тут бешено читаю лекции, а не дохну в клинической апатии на горе…

  • (no subject)

    Подарочки на Днем трудящихся женщин. Подарок номер раз - Борьба, подарок номер два - Труд. Мы не нарочно, оно совпало. Я очень люблю тратить гонорары…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Прокопались!

    Если человек говорит "Я когда-нибудь разберу выход на балкон" - это совершенно не означает, что он "откладывает жизнь на потом", как пишут нынче в…

  • Про врачей и лихачей

    Сходила к двум врачам. Первый - хирург. Вторая - мой невролог, благодаря которой я тут бешено читаю лекции, а не дохну в клинической апатии на горе…

  • (no subject)

    Подарочки на Днем трудящихся женщин. Подарок номер раз - Борьба, подарок номер два - Труд. Мы не нарочно, оно совпало. Я очень люблю тратить гонорары…