Альвдис (alwdis) wrote,
Альвдис
alwdis

История искусств vs история культуры

У этих двух наук совершенно разные предметы изучения. Рискну заявить, что б_о_льшая часть истории искусств (и истории литературы) в историю культуры не входит.
Возьмем, к примеру, Пушкина. Из культуры своей эпохи (1830-ые годы) он выпал основательно; "Памятник" и многие другие вещи, без которым сейчас мы не можем вообразить его творчество, были опубликованы Жуковским ПОСМЕРТНО. И они вошли в историю культуры, они в ней сейчас - всё еще живым явлением; но они парадоксальным образом не входили в историю культуры "пушкинской поры".
Или вот вся МОсква стояла в очереди на Тёрнера. Тож - это потрясающая величина в истории искусств. Но в истории культуры его времени - нет.
С другой стороны, такое "дарование", как И.Глазунов, безусловно, занял нехилое место в истории культуры нашей многострадальной Родины. В историю искусств этого напыщенного маляра, есснна, и на порог не пустят.
...Репина, вы меня простите, я бы из истории искусств тоже убрала. Пусть сияет с постамента в истории культуры, он там корифей. А вот чисто как живописец... гм. Пойду Сурикова с Серовым посмотрю.
Разумеется, я беру крайние примеры - когда, по моей глубокой ИМХе, деятель в одну историю входит, а из другой выходит ;-)

Но это мы берем живопись и литературу. А вот история театра (балета, оперы) - она вся в истории культуры. Ибо недолговечна. И та же Уланова на современный балет уже не оказывает влияния, даром что записи сделать удалось. А уж Книппер-Чехова... МИхаил Чехов... Ричард Бербидж... В отличие от графа Ретленда, писавшего под псевдонимом Шекспир ;-0

Из всего этого может сложиться вывод, что история культуры - это сиюминутный мусор (ну, или средненький уровень), а вот история искусств - это немеркнущие шедевры. Но моему сердцу история культуры как раз милее.
Я ловлю себя на мысли, что мне с годами всё менее интересны гении. Гений - он кот сам по себе, свой собственный. Изредка пробежит какой-нить Фидий, традицию после себя оставит.
Мне интересна история культуры. Мне интересны посредственности, заурядности - потому что они нравятся современному им обществу. Творчество "середнячка" едва ли переживет его - вкусы общества изменятся.
Но если хочется узнать, чем жило общество тогда-то и тогда-то, то надо искать этих самых середнячков. Часто анонимных. И они, а не гении, перенесут нас прямиком в свой век.

...вы не поверите, но этот пост был вдохновлен парой полудраных японских тряпок эпохи Тайсё. Которые я хочу. Но я жеж не могу скупить все полудраные тряпки Японии..!
Tags: Размышлизмы
Subscribe

  • Маэстро урезал марш ;)))

    Ой, где сегодня были мы, где мы были! Если бы мне сказали, что "Имперский марш" (да-да, тот самый!) может звучать в соборе, я б не поверила. Как нам…

  • И снова "Финрод"

    Идти второй раз на спектакль, совершенно покоривший тебя, - это немалый риск. Чуда новизны уже не будет, ты уже знаешь, какие внезапности тебе припас…

  • Творчество, грите...

    Мрзд объявило День Средиземья. Тиннэ принесла запоздалый эпиграф к "Волчьим тропам": Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Маэстро урезал марш ;)))

    Ой, где сегодня были мы, где мы были! Если бы мне сказали, что "Имперский марш" (да-да, тот самый!) может звучать в соборе, я б не поверила. Как нам…

  • И снова "Финрод"

    Идти второй раз на спектакль, совершенно покоривший тебя, - это немалый риск. Чуда новизны уже не будет, ты уже знаешь, какие внезапности тебе припас…

  • Творчество, грите...

    Мрзд объявило День Средиземья. Тиннэ принесла запоздалый эпиграф к "Волчьим тропам": Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не…